Теплоэнергетическое образование в СФУ сегодня

Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения

Анатольевича для ООО «Сибирская генерирующая компания» от 21 октября 2022 года (полная версия)

Short-версия интервью на сайте СГК https://sibgenco.online/news/element/kak-stat-teploenergetikom/

Чем отличается теплоэнергетика от электроэнергетики? Ответ на сайте СГК https://sibgenco.online/news/element/chem-otlichaetsya-teploenergetika-ot-elektroenergetiki/

1. Евгений Анатольевич, сколько лет вы занимаетесь подготовкой будущих энергетиков в стенах Политехнического института?

Порядка 30 лет. Из них правда несколько лет, имея ученую степень кандидата наук, я потратил на овладение педагогической профессией, затем несколько лет ушло на формирование авторской учебно-методической базы, профессионального опыта и педагогической самостоятельности. Далее почти десять лет пришлось затратить на формирование своей педагогической команды и написание докторской диссертации, получая параллельно опыт работы руководителя от образования на должности директора политехнического института. И только последние 5-6 лет удается глубоко погрузиться в вопросы системной модернизации образовательных программ и обеспечения высокого качества профессиональной подготовки студентов-теплоэнергетиков.

2. Меняется ли что-то принципиально в системе преподавания, в формировании у ребят практических навыков — исходя из потребностей времени? Каково соотношение «классики» (написанные в советские годы учебники, фундаментальные исследования, опытные наставники) и современных подходов? Почему для подготовки хорошего специалиста важно то и другое?

Не могу говорить за все кафедры всех вузов России, но, что касается нашей кафедры – «Тепловые электрические станции» политехнического института СФУ, то последние десять лет прошли под знаком системных изменений многоуровневой (бакалавриат, магистратура, аспирантура) проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков, которые отражаются в коренной модернизации образовательных программ, их содержании, учебных планов, принципов реализации учебных дисциплин, методики преподавания, условий лабораторной и материальной базы, механизмов взаимодействия с индустриальными партнерами. Отличительными признаками всех вышеперечисленных изменений является: повышение доли реальной междисциплинарной проектной деятельности студентов в курсовых и выпускных квалификационных работах; повышение степени цифровой компетентности выпускников; высокий уровень практического овладения универсальными компетенциями на основе решения прикладных задач социально-общественной направленности по заданию кафедры, института, университета и индустриального партнера; переход на использование активных методов обучения с увеличением доли проведения практических и лабораторных занятий непосредственно на тепловых электростанциях и многое другое. При этом одной из сложных методических задач, которые пришлось решать при такой организации учебного процесса – это сохранение и обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки, на основе накопленного фундаментального отраслевого опыта в сочетании с повышением уровня и содержания научно-исследовательской работы студентов. В качестве подтверждения могу с гордостью констатировать, что в наших учебных планах удалось сохранить трехсеместровое построение наиболее важных дисциплин в задаче подготовки современного бакалавра-теплоэнергетика таких как «Котельные установки», «Паровые и газовые турбины», а также «Тепловые электрические станции», что получилось сделать далеко не всем кафедрам России нашего направления подготовки. Другой пример – это почти 100% направленность тем магистерских диссертаций наших магистрантов на прикладные задачи реального энергетического производства, которые имеют высокий уровень инновационной привлекательности, научной новизны и практической значимости.

3. Что интересного для вас, как для представителя мира науки, есть в данный момент на предприятиях СГК? Оборудование, технологии? Может быть, имеются уникальные эффективные способы управления производственными процессами? Ваша кафедра, кстати, касается такого аспекта, как менеджмент на предприятиях энергетики, или вы «подковываете» ребят исключительно по инженерной части?

Меня, как ученого, в первую очередь интересуют новые технологии подготовки и сжигания угля, конструкции котельных агрегатов, способы снижения выбросов вредных веществ, системы автоматического регулирования теплоэнергетических процессов и устройств, специализированное программное обеспечение для выполнения проектных работ и подготовки оперативного персонала, и многое другое. Жизнь не стоит на месте – многое из перечисленного активно внедряется на предприятиях СГК, представляет особенный педагогический и профессиональный интерес, т.к. в ближайшее время со всем этим необходимо познакомить студентов и подготовить их работе на новых объектах. Не скрою, что важной учебной компонентой наших образовательных программ является подготовка не только хорошего узкого специалиста-исполнителя, но и современного инженера, творца, управленца с системным мышлением, с высокими навыками цифровых компетенций и управленческих качеств. Для решения последних задач в учебных планах наших образовательных программ реализуются такие дисциплины как «Системная инженерия», «Управление проектами», «Основы профессиональных коммуникаций», «Управление изменениями» и «Проектный менеджмент». И это моя принципиальная методическая позиция как заведующего кафедрой, т.к. надеюсь, что именно таким выпускникам, как нашей кафедры, выпадет в будущем возможность участия в масштабном внедрении новых управленческих современных инициатив таких как, например, риск-ориентированное управление техническим состоянием технологического оборудования ТЭС или систем диагностики технологических процессов на основе цифровых прототипов энергетического оборудования.

4. Давайте поговорим о мотивации к тому, чтобы стать энергетиком. Когда в Красноярске построили ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, многим было интересно туда попасть, потому что действовал эффект новизны. Потом, в начале 2000-х годов, работу в энергетической отрасли связывали с финансовой стабильностью (тогда не везде ещё вовремя платили зарплату, тем более такую, которая выше среднерыночной). Родители ориентировали детей: идите в энергетику, не прогадаете. ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СЕЙЧАС? Какие мысли должны быть в голове, чтобы технически одарённый парень (девушка) пошли именно к вам, а, допустим, не в IT-сферу, где у них есть шансы начать хорошо зарабатывать с первых дней? На ТЭЦ ведь им придётся начинать карьеру с рядовых должностей и скромного вознаграждения.

Соглашусь с тем, что бурное развитие энергетики пришлось на советское время, набор абитуриентов только на нашу специальность составлял 200-300 человек. Сейчас скромнее – всего 40 и это косвенное подтверждение социальных тенденций в современном обществе. Наверное, повышение отраслевой привлекательности – это в первую очередь задача энергетических компаний и профильных министерств. Думаю, что их открытость и прозрачность, привлекательные условия труда, в какой-то степени повышение уровня высокотехнологичности и инновационности смогли бы существенно изменить отношение общества и отчасти решить не только кадровую проблему. Мы как вузовская структура можем только помочь индустриальным партнерам, в первую очередь, это не уронить и даже поднять качество профессиональной подготовки и отраслевой патриотизм наших выпускников, и посредством совместной работы обеспечить необходимый уровень популяризации инженерных направлений подготовки, в частности теплоэнергетики. При этом, несмотря ни на что, теплоэнергетика была и остается высокотехнологичной и стабильной отраслью экономики, с бесконечным потенциалом профессионального роста, обеспеченной высокими зарплатами и социальными гарантиями, широким выбором направлений специализаций начиная от задач проектирования, эксплуатации, наладки и заканчивая ремонтом и монтажом оборудования.

5. Какой нужен средний балл по ЕГЭ для поступления на специальность «теплоэнергетика»? За последние пять лет он повысился или снизился?

Средний балл ЕГЭ колеблется от года к году. Так если в прошлом году (2021 г.) он составил 208 баллов (проходной – 183), то в этом (2022 г.) он составил 186 баллов (проходной – 142). С одной стороны это зависит от социально-экономических процессов в стране, привлекательности отрасли, города, вуза и прочих факторов, с другой стороны – это во многом итог системной работы кафедры совместно с индустриальным партнером, результаты которой могут выражаться в нашем участии в повышении балла ЕГЭ по ключевым дисциплинам (например, через создание профильных энергоклассов), либо в формировании корпоративной лояльности и повышении уровня мотивации абитуриента на получение конкретной специальности под задачи отрасли. Мой опыт показывает, что последнее порой оказывается значительно важней, чем баллы ЕГЭ при поступлении. А в целом работает простое правило – сильный абитуриент, качественный выпускник вуза, надежный и эффективный работник предприятия. В этой связи задача повышения привлекательности энергетической компании, отрасли в целом, повышения мотивации на обучение и баллов ЕГЭ абитуриентов по профильным дисциплинам, их качественный и количественный приток на наше направление подготовки, к нам на кафедру становится в большей степени вызовом для многих энергетических компаний. Очевидно, что проблема соответствующего кадрового обеспечения является настолько же актуальной, что и реализация самих проектов ДПМ, а вот уровень внимания и финансирования со стороны компаний к этому вопросу не всегда сопоставим.

6. Какое среди абитуриентов соотношение молодых людей и девушек? Кем работают потом ваши выпускницы? Всегда ли они идут на производство? Вообще, вам известно, как складывается судьба выпускников? Они вам звонят, пишут, приходят на встречи? Может быть, вы их задействуете в качестве наставников, волонтёров на каких-то своих мероприятиях?

Соотношение ребят и девчат на нашей кафедре в среднем составляет 70 на 30%. Есть мнение, что теплоэнергетика – это сугубо мужская специальность и девчатам здесь трудно учиться и потом найти работу по специальности. На мой взгляд, это кем-то и зачем-то придуманный миф. Выпускницы нашей кафедры, не побоюсь сказать, «нарасхват», уже более десяти лет не испытываем проблем с их трудоустройством. Как правило, их потенциальные рабочие места – это химические службы электростанций, производственно-технические отделы, проектные и пуско-наладочные организации, и многие другие. Не ошибусь, если скажу, что трудоустройство выпускников кафедры в последние годы составляет 100%. Более того, потенциальных вакансий, только в КрФ СГК больше в разы, чем наших выпускников. Мне все меньше и меньше, как заведующему кафедры, приходится принимать участие в трудоустройстве выпускников. Уже много лет работает отлаженный механизм между кадровыми службами КрФ СГК и кафедрой по информированию и сопровождению выпускников, начиная с предоставления мест прохождения практик и до момента трудоустройства. Более того у выпускника есть еще и выбор как предприятий для трудоустройства, так и профиля занимаемой должности. Хочу отметить, что в период обучения на кафедре создается специальная атмосфера участия преподавателей в судьбе каждого студента, многие ребята это чувствуют и «расплачиваются» после окончания вуза теплым отношением, поздравлениями с Днем энергетика и Новым годом, присылают фотографии, которые мы размещаем на кафедральном сайте, делятся личными и профессиональными достижениями. Мы, преподаватели, конечно, отслеживаем индивидуальные траектории наших выпускников, которые в прямом и переносном смысле являются своеобразным «лицом» кафедры и результатом труда всех ее преподавателей. И это поверьте достойное лицо, которым могут похвастаться далеко не все кафедры.

8. Кто-то из выпускников удивил вас быстрым построением карьеры, тем, что у них открылись какие-то неожиданные таланты и т.д.?

Буду неправ, если начну сейчас перечислять какие-то конкретные фамилии или примеры. Я искренне считаю, что все наши выпускники хорошие специалисты, профессионализм которых, только растет от года к году, отличные инженеры, руководители разных уровней и подразделений, отраслевые патриоты. Думаю, что именно эти качества позволяют добиваться выпускникам высоких профессиональных и личных результатов. В подтверждение своих слов могу привести занимаемые должности выпускников кафедры в настоящее время: генеральные и технические директора крупных энергетических компаний, директора тепловых электростанций, главные инженеры, начальники цехов и подразделений, министры профильных региональных министерств, руководители федеральных государственных служб и просто хорошие предприниматели.

9. У вас трудно учиться? Для того, чтобы дойти до получения диплома и не быть отчисленным, нужно быть реально одарённым, или терпение и труд тоже делают своё дело?

Не буду скрывать, но учиться у нас не просто. Но искренне надеюсь, что насколько сложно, настолько и интересно, а самое главное результативно. Конечно, уровень базовой подготовки имеет важное значение, но целеустремленность, дисциплинированность, старание и трудолюбие студента могу с лихвой компенсировать любые недостатки. Понимая все это, мы преподаватели, стараемся дифференцированно и индивидуально подходить к проблемам каждого студента, пытаемся договориться о результатах обучения и «донести» до каждого из них мысль, что в их будущей профессиональной деятельности нет «лишних» знаний и навыков. Как правило, понимание этого факта порой приходит к некоторым выпускникам только через несколько лет после окончания вуза.

10. Есть ли какие-то особые качества (личностные, психологические), которыми желательно обладать, чтобы уверенно себя чувствовать в энергетике? Быстрота реакции, стрессоустойчивость и т.д.? Может быть, стремление ощутить некую производственную романтику? Есть ли такой романтике место на современном производстве?

Боюсь, что мой ответ будет очень тривиальным – чтобы быть успешным в будущей энергетической специальности надо обладать хорошей профессиональной подготовкой, быть всесторонне развитым, грамотным, целеустремленным, целостным человеком, любить и ценить то, чем ты занимаешься. Все остальное придет в процессе профессионального роста при продвижении от должности к должности. Конечно, надо понимать, что каждая новая должность будет повышать как уровень требований к специалисту, так и ответственности. В энергетике каждый может найти себе свое профессиональное место с учетом личных и индивидуальных особенностей. Я не сторонник рассуждать о романтике применительно к работе в энергетике, т.к. энергетика – это высокотехнологичная отрасль, требующая высокого профессионализма, глубокого производственного опыта и большой ответственности. Энергетика не столько для романтиков, сколько для амбициозных, думающих и высокоответственных людей. Хотя и романтике, наверное, тоже при желании можно найти место.

11. Можете вы посоветовать тем, кто думает о стезе энергетика, посмотреть какой-то тематический фильм (художественный, документальный), серию роликов и т.д., чтобы РЕАЛИСТИЧНО взглянуть на эту профессию, понять свои перспективы?

Очень необычный для меня вопрос. Надо подумать… На ум приходит фильм «Революция Роберта Классона», фильм о незаурядной личности, о драме человека, обогнавшего свое время, талантливом инженере, изобретателе, ярком представителе технической элиты России начала 20-го века, сыгравшем значительную роль в становлении российской электроэнергетики или фильм ВВС «Шок и трепет. История электричества» – документальный фильм, рассказывающий об экспериментах гениальных ученых, благодаря которым развивалась электроэнергетика в мире. Также, на мой взгляд, очень удачно снят про современную энергетику фильм СГК – «Энергетика в доступе», позволяющий вполне точно и реалистично понять специфику профессии, оценить ее привлекательность и примерить свои личные перспективы в ней. Но сколько не смотри хороших фильмов и не читай интересных книг для получения ответов на большинство вопросов лучше при выборе профессии обращаться к специалистам, работающих в данной отрасли. Например, можно обратиться к нам, на кафедру, и я лично смогу ответить на многие вопросы будущих абитуриентов и не просто рассказать про энергетику, но и показать.

12. Неправильно ведь думать об инженерах, как о не очень эмоциональных, закрытых людях? На самом деле большинство из них – очень творческие… Вы согласны?

Вполне. Энергетики такие же люди и ничего им не чуждо. Среди них очень много разносторонних и талантливых людей, которые с успехом совмещают свою профессиональную деятельность с КВН, творчеством, спортом и многим другим. Наверное, не удивлю, если скажу, что среди выпускников нашей кафедры есть олимпийский чемпион – борец классического стиля Шумаков Алексей Васильевич или, например, заслуженный тренер России, старший тренер сборной команды России по лыжному ориентированию, доктор педагогических наук, профессор – Близневский Александр Юрьевич.

14. Расскажите о программе CDIO, которую вы применяете в своей практике уже больше пяти лет. Смысл её такой, что инженер со студенческой скамьи, буквально с первого курса, придумывает какую-то прорывную идею и самостоятельно выполняет все действия по её внедрению в производство. Вплоть до того, что что-то склеивает и просверливает дрелью. Этот подход доказал свою эффективность? Можете привести какие-то яркие примеры, чего удалось с помощью него добиться?

Международную образовательную технологию CDIO для подготовки теплоэнергетиков на кафедре мы внедряем с 2013 года, вот уже почти 9 лет. Со стороны многим кажется, что придумали себе зачем-то неподъемную задачу, трудно реализуемую в России. Если формально отрабатывать требования существующего, в какой-то степени классического федерального образовательного стандарта, то здесь все достаточно понятно и прозрачно – есть примерные образовательные программы, готовые учебные планы со стандартным набором учебных дисциплин и высок соблазн, воспользовавшись этим ресурсом раствориться в сотне подобных кафедр, обеспечивающих подготовку теплоэнергетиков по всей России. При этом систематически приходится наблюдать за деградацией как самих кафедр, пошедших этим путем, так и качество подготовки их выпускников. Наша кафедра в 2013 году выбрала другой путь своего развития и стала участником международной образовательной инициативы CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate) войдя в стратегический проект университета по модернизации инженерного образования в рамках федеральной инновационной образовательной площадки. Фактически, кафедра через этот проект приступила к системным изменениям многоуровневой проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков на основе внедрения в учебный процесс междисцплинарных подходов, активных методов обучения, интегрированных учебных планов и проектных технологий. Самым важным, ключевым отличием в проекте CDIO от существующих подходов к обучению является тесное и полномасштабное взаимодействие кафедры со стратегическими и индустриальными партнерами как в рамках учебно-образовательной, так и научно-исследовательской деятельности. На мой взгляд это хоть и труднореализуемое, но очень естественное требование, достижение которого поможет существенно повысить уровень и результативность любой образовательной программы, и в конечном итоге качество профессиональной подготовки выпускника, будущего работника энергетической компании. Ключевым в этой технологии является не столько научить использовать дрель или другие инструменты при выполнении проекта, хотя и это тоже неплохо, и не столько генерировать «прорывные», инновационные идеи, а гораздо важней привить системные знания, навыки и получить практический опыт в решении реальных прикладных задач всего жизненного цикла любого продукта или устройства, от редуктора до котла или тепловой электростанции на основе качественных профессиональных знаний, современных цифровых инструментов, высококлассных универсальных компетенций и много другого, используемых при организации и реализации энергетического производства. За указанный период реализации проекта CDIO создан принципиально новый учебный план, основными характерными чертами которого являются появление наряду с базовыми курсами подготовки теплоэнергетика «Техническая термодинамика», «Тепломассобмен», «Гидрогазодинамика», «Водоподготовка», «Котельные установки», «Паровые и газовые турбины», «Тепловые электрические станции», «Охрана окружающей среды», «Экономика энергетического производства» таких дисциплин как «Введение в инженерную деятельность», «Решение технических кейсов», «Управление проектами», «Системная инженерия», которые позволяют значительно повысить уровень компетенций hard-skills, а также ряд дисциплин направленных на формирование soft-skills компетенций, в частности, дисциплины «Основы деловых и профессиональных коммуникаций», «Управление изменениями», «Ответственные инновации», «Деловой менеджмент», направленных на успешность работы в команде, лидерских качеств, разного рода коммуникаций и т.п. Для эффективного внедрения такого учебного плана в образовательный процесс пришлось отказаться от старой модели управление кафедрой и перейти на модель управления образовательной программой, когда преподаватели всех 46 дисциплин, читаемых в рамках образовательной программы с первого по последний курс, заключают трудовые соглашения с кафедрой напрямую и несут всю долю ответственности за качество преподавания передо мной. Да-да, не удивляйтесь и преподаватели математики, физики, химии, информатики, философии и т.п. все по этой модели являются сотрудниками выпускающей кафедры, что позволило резко повысить уровень ответственности и междисциплинарности, и в конечном счете качество общей подготовки студента через возможность постановки, контроля и спроса результата с каждого преподавателя. Одновременно, на системный уровень удалось вывести учебно-воспитательную работу кафедры и отчасти решить проблему успеваемости, сохранности контингента. Другим важным аспектом модернизации учебного процесса является масштабное внедрение цифровых технологий в части формирования информационной компетентности выпускников, как системообразующего фактора их будущей профессиональной деятельности с целью более глубокого понимания свойств изучаемых объектов и процессов теплоэнергетики с использованием расчетных методик, математических и имитационных моделей, многопараметрических исследований и оптимизации, так и для осмысленного применения цифровых технологий и систем автоматизации на основе высокой профессиональной квалификации. Ключевой задачей трансформации учебного процесса для кафедры является создание материально-технических условий для реализации проектного обучения. В какой-то степени данная задача решена за счет ввода в эксплуатацию нового учебного корпуса и появлением новых специализированных лабораторий, но боюсь, что решить задачу в полной мере мы не сможем без активного участия Сибирской генерирующей компании. Оптимальным решением, на мой взгляд, конечно, может являться создание совместного R&D-центра угольных энергетических технологий, работающего над научно-техническими и прикладными проблемами компании совместно с сотрудниками и студентами кафедры. Но, в силу того, что это достаточно сложная и финансово-затратная задача об этом пока приходится только мечтать.

15. Беда системы высшего образования заключается в том, что студенты получают диплом (экономиста, юриста, социолога) и т.д. – и не знают куда им податься. Не могут утроиться на работу по полгода и больше. Энергетиков, как мы понимаем, это касается в меньшей степени. То есть отборы и конкурсы, конечно, существуют, но выпускникам хотя бы понятно, куда направить свои стопы?

Вынужден повториться, но у выпускников нашей кафедры нет проблем с трудоустройством. Более того существенно в последнее время расширяется география их трудоустройства (в буквальном смысле от Калининграда до Владивостока) и направлений профессиональной деятельности – работа на электростанции, в ремонтной или монтажной организации, пуско-наладочная и проектная деятельность, диспетчеризация, энерготрейдинг, надзорные органы и многое другое.

16. Расскажите, как ваша кафедра выстраивает взаимодействие с предприятиями-работодателями? Начиная с того, что посвящение в студенты традиционно проходит на одной из красноярских теплоэлектростанций, с того, что они ходят на ТЭЦ с экскурсиями, выполняют в цехах исследовательские работы… Получается, что к защите дипломных работ и сдаче госэкзаменов производственники уже знают свою будущую смену в лицо?

Работа кафедры с индустриальными партнерами по-новому, современному – это тоже один из промежуточных результатов внедрения стандартов CDIO. Эта работа, как мне кажется, организована у нас на системной основе, когда деятельность кафедры и энергетического предприятия выстроена на базе сформированной и утвержденной концепции стратегического взаимодействия с конкретным планом совместных мероприятий, с указанием зон ответственности, бюджета, целевых показателей и критериев эффективности. Проведение ежегодных посвящений, экскурсий и практик – это лишь малая часть этого плана. В общем случае он включает набор совместных мероприятий по профориентационной работе, информационному обеспечению, реализации стипендиальных программ, формированию корпоративной и отраслевой лояльности, развитию лабораторной и материальной базы кафедры и многое другое, в том числе работа над проектами включая курсовое и дипломное проектирование. Нельзя сказать, что это конечный план, он динамично развивается от года к году, появляются новые формы эффективного сотрудничества с новыми бюджетными горизонтами.

17. Прижилась ли практика организации энергоклассов в городах присутствия СГК? Многие ли ребята, пройдя специальную подготовку, в которой задействованы ваши сотрудники, действительно потом к вам поступают? И можно ли назвать их более мотивированными, сообразительными, чем все остальные?

Развитие проекта «Школа-Вуз-Предприятия» также является частью плана системного взаимодействия кафедры с Сибирской генерирующей компанией. Он легко встраивается в логику технологии CDIO, так как в первую очередь решает задачу успешности абитуриентов, поступающих на кафедру. Однако легко сказать, сложнее сделать. Кафедра более восьми лет назад предложила компании ООО «Сибирская генерирующая компания» данный проект, на что компания поддержала данную инициативу, оказала организационное и финансовое содействие для создания трех энергоклассов в г. Назарово, г. Минусинск и г. Абакан. На мой взгляд, это достаточно эффективная модель подготовки будущих работников компании для «малых» городов, где фактически тепловая электростанция СГК является чуть-ли не градообразующим предприятием. В рамках проекта кафедра, наряду с различными профориентационными мероприятиями, берет на себя обязательства по дополнительной подготовке старшеклассников 10-11-х классов по физике, математике, введению в энергетику и проектную деятельность, что позволяет существенно повысить балл ЕГЭ и гарантированно поступить в вуз. Далее выпускникам энергоклассов предлагается поступление на кафедру ТЭС СФУ с последующим сопровождением уже студентов как в учебном процессе, так и по их трудоустройству. За время действия проекта удалось эффективно замкнуть весь цикл подготовки специалиста, после которого выпускники энергоклассов уже вернулись на предприятия после вуза и успешно интегрировались в производственную деятельность. В среднем, ежегодно на кафедру поступает от 3 до 5 выпускников с каждого энергокласса, результат скромный, но надежный. Понимаем, что это не предел, стараемся повышать привлекательность как вуза, кафедры, так и направления подготовки, но во многом выбор выпускника определяется уже факторами, зависящими не только от нас – привлекательностью отрасли и энергетической компании как в целом, так и городах присутствия, прозрачностью и предсказуемостью перспектив профессионального роста. Такие задачи можно решить только при активном и системном участии стратегического партнера, компании, заинтересованной в конечном результате. Считаю, что накопленный опыт позволяет масштабировать его и на другие города Красноярского края, например, Канск и Зеленогорск, где также высока потребность для СГК выпускников-теплоэнергетиков. Выпускников энергокласса действительно отличает большая мотивация, активность, целеустремленность на получение профильного образования, что отражается на их высокой успеваемости, конкурентоспособности и эффективности не только в учебном процессе, но и в творчестве, науке, спорте.

18. Среди студентов вашей кафедры всегда было немало представителей энергетических династий. Эта традиция продолжается? Можете сказать что-то особенное об этих ребятах?

Ребята, представители энергетических династий – это самая надежная группа студентов, у которых помимо хорошей успеваемости присутствует запредельная мотивация и ответственность. Они как никто другие понимают зачем им нужна эта специальность и как они ею распорядятся по окончанию вуза. Однако вынужден констатировать, что доля таких ребят в последние годы несколько уменьшилась.

19. Какие у вас есть интересные магистерские программы? Кому из энергетиков и зачем нужна магистратура? Можно ли туда поступить взрослым людям, у которых за плечами не бакалавриат, а специалитет (то есть пятилетний курс)? Есть ли такие случаи? Что вы можете сказать о студентах, которым уже больше 30 и 40 лет?

Так, если в бакалавриате основной целью получения высшего образования является освоение за четыре года обучения широкого профиля подготовки по направлению 13.03.01 – теплоэнергетика и теплотехника, то в магистратуре фактически за два года осуществляется специализация по узким образовательным программам. В нашем случае это программа 13.04.01.02 – энергоэффективные технологии производства электрической и тепловой энергии. Надо отметить, что количество бюджетных мест в магистратуре составляет всего 30% от выпуска бакалавриата, около 10-12 мест ежегодно. Несмотря на то, что у нас очная магистратура все занятия проходят в вечернее время для возможности совмещения обучения с работой по специальности. Время показало, что такой подход позволяет обеспечить максимальное качество подготовки выпускника-магистра. Порою защита их магистерских диссертаций превращается в глубокий, на равных профессиональный диалог между соискателями и членами государственной экзаменационной комиссии. Для нас это лучшая внешняя экспертная оценка, тем более, что защищается не просто выпускная квалификационная работа, а магистерская диссертация – работа, имеющая признаки научной новизны и практической значимости. Ключевые отличия между выпускником бакалавриата и магистратуры заложены сегодня в государственных профессиональных стандартах, согласно которым, выпускник техникума может занимать должность не выше 4-го уровня (машинист обходчик, машинист котла, турбины, энергоблока), выпускник бакалавриата может занимать должности не выше 6-го уровня (начальник смены), выпускник магистратуры – не выше 7-го уровня (начальник цеха, главный инженер). Всего таких уровней в профессиональном стандарте 9-ть. Причем девятый уровень может занимать специалист только с ученой степенью кандидата или доктора наук. Фактически уровни подготовки определяют потенциальный уровень возможного профессионального роста выпускника или работника. Если в какой-то момент успешный работник, окончивший бакалавриат захочет стать начальником цеха, то к сожалению, у него не будет достаточных оснований принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности по формальным признакам. Думаю, что по этой причине определенный интерес стали проявлять работники энергокомпаний к магистратуре, появился здоровый конкурс на бюджетные места. Для некоторых магистратура – это возможность получить профильное высшее образование по вечерней форме за два года, если у них есть высшее образование, но непрофильное. Это тоже одно из обязательных требований профессиональных стандартов. В нашу магистратуру поступают, как правило, люди, преследующие цель не только и не столько получить профильный диплом, но и для реального повышения своей квалификации, овладения методами и инструментами проектной деятельности, решения прикладных производственных или инновационных задач, стремящиеся научиться не только эффективно решать чужие задачи, но и формулировать, а также ставить перед другими не менее эффективные свои. Кто это понимает, тому уже не так важно есть у него бакалавриат или специалитет в качестве базового образования, и уж тем более возраст. У нас действительно учатся магистранты, которым и 30, и 40 лет и это нормально.

20. Почему вы лично выбрали для себя направление «теплоэнергетика» и никуда с него не свернули? Причём стабильно придерживаетесь курса на развитие именно угольной генерации. А не ветряков или ещё каких-нибудь «зелёных» установок?

В теплоэнергетике как многие ребята я оказался в каком-то смысле случайно – школьный друг предложил поступать за кампанию в техникум на специальность с «диковинным» названием – «парогенераторные и паротурбинные установки тепловых электростанций», который я в последствии окончил с отличием. А ключевой в принятии решения серьезно сосредоточиться на теплоэнергетике послужила производственная практика, которая в техникуме составляла пол года (6 месяцев) и в течение которой я смог успешно поработать обходчиком по эксплуатации системы золошлакоудаления на котлах ПК-10Ш Красноярской ТЭЦ-1, подняться до машиниста-обходчика на котлах БКЗ-320-140 и даже сдать экзамен на машиниста котла ПК-10Ш, и поработать на этой должности несколько смен ответственного дублирования. Не думаю, что это какие-то индивидуальные способности восемнадцатилетнего паренька сыграли главную роль в таком стремительном профессиональном продвижении, сколько, наверное, мудрость и дальновидность начальников смены и котельного цеха, машинистов котлов, помогавших мне. Честно признаюсь, что ощущения, полученный опыт и результаты практики «зажгли искру» и позволили мне серьезно задуматься и сформировать отношение к теплоэнергетике по-настоящему, как к сфере будущей профессиональной деятельности, которое затем уже подкрепилось и реализовалось дипломом с отличием в вузе, написанием и защитой кандидатской, а в последствии и докторской диссертации. Мой хоть и небольшой производственный опыт не раз в дальнейшем помогал мне в научно-исследовательской и педагогической практике, и видимо предопределил вектор моих научных работ, направленных на изучение теплофизических и реакционных характеристик канско-ачинских углей, а также процессов их подготовки и сжигания в условиях топочных камер мощных паровых котлов тепловых электростанций. Надеюсь, что обладаю объективной и независимой позицией, когда занимаюсь продвижением и разработкой экологически чистых и энергоэффективных угольных технологий для производства электрической и тепловой энергии. Искренне считаю, что потенциал угля как энергетического топлива и самой угольной генерации недооценен в России и многие в своей критике часто ориентируется на существующие, уже устаревшие технологии топливоиспользования без учета технико-эконом



03.11.2022