Знакомство с хранителем традиций кафедры «Тепловые электрические станции»

Это интервью раскрывает историю кафедры «Тепловые электрические станции» Политехнического института Сибирского федерального университета и особенность направления подготовки теплоэнергетиков глазами старейшего преподавателя кафедры Вахтеля Андрея Карловича. Андрей Карлович – доцент кафедры ТЭС ПИ СФУ, председатель профкома СФУ, секретарь наблюдательного совета СФУ, помощник первого проректора по экономике и финансам СФУ.

Цель данного интервью: познакомиться с легендарным преподавателем и узнать о его жизненном опыте, который в дальнейшем поможет в учебе и в жизни студентам-теплоэнергетикам.

Ваше мнение о теплоэнергетике в целом?

А.К.: Теплоэнергетика – это жизнь любого человека, через призму маленькой лампочки в доме и большой городской тепловой электростанции, каждый из нас и есть теплоэнергетика в Российской Федерации.

Каким спортом вы увлекались в студенчестве?

А.К.: В институте у нас всегда была мощная хоккейная команда, я сам играл в Политехнике и стал чемпионом Советского союза в чемпионате Буревестник в 1967 году. А на теплоэнергетическом факультете всегда были самые сильные спортивные традиции – и студенты, и преподаватели, даже декан факультета приходил поболеть за свою команду, мы становились всегда призерами чемпионатов вуза (обычно мы соперничали с сильными механиками), и много-много лет наша команда существовала, играла на родном стадионе «Политехник». Так я всю молодость студентом, а потом и преподавателем играл в хоккей с шайбой в нашей команде Политехник.

Ваше мнение о кафедре ТЭС ПИ СФУ на данный момент?

А.К.: Нашу кафедру, я считаю одной из лучших, потому что я прирожденный ТЭСовец , и в этом 2017 году кафедре исполняется 50 лет, отличает ее высокий профессионализм преподавтелей и доброжелательность по отношению к своим студентам. Мы ветераны, вообще всегда к ним относимся как-то по-отечески. У нас самые добрые отношения: и на лекциях, и на практиках, позволяем шутки и прибаутки, все замечательные преподаватели. Вот сам Бойко Евгений Анатольевич сторожит вас – а это «дорого» стоит, также заслуживает похвалы новое поколение преподавателей: Шишмарев Павел Викторович, Карабарин Денис Игоревич, Янов Сергей Романович – у них , конечно, свои новые методики обучения, более современные взгляды на жизнь. Но все мы учим студента до тех пор, пока он его не сдаст и не познает предмет.

Какие моменты из студенческой жизни вам запомнились больше всего?

Студенческая жизнь, конечно, у нас была бурная, хорошие были моменты, есть, что вспомнить, например, у ребят которые жили в общежитии (а это тогда было большинство студентов) всегда была ложка в кармане, с собой, потому что надо было зайти в комнату и со своей ложкой там поесть жареной картошки, это свято было просто, ложку не давали, надо было ходить со своей. Это всё были далекие 60-десятые годы, когда мы были студентами. Думаю, что и у вас такая же интересная жизнь, может быть всё только немножко на другому, на новом этапе, идет эволюция, новые возможности, всё изменяется и надеюсь, что только к лучшему.

Тяжело ли вам было учиться в институте?

А.К.: Учиться в институте, лично мне было легко, нас сразу приучили не пропускать занятия. Интересные были преподаватели, я вот сейчас вспоминаю, сдавали мы такие трудные предметы – термех, сопромат, термодинамика, мне вот лично сразу они дались, я их даже полюбил.

Тяжело ли вам было в свое время найти работу?

А.К.: Ну, а работу найти, как вам сказать, я закончил институт, меня сразу пригласили в аспирантуру, я закончил её , потом была служба в рядах советской армии, вернулся работать в институт преподавателем и так далее. Потом в девяностых годах я написал учебник, который был рекомендован для студентов нашей специальности и после чего мне присвоили звание доцента. Дальше в развитие педагогики я не пошел, меня увлекла административная работа, много лет отработал проректором в нашем техническом университете, сейчас работу на кафедре совмещаю с общественной деятельностью – председатель профкома преподавателей Сибирского федерального университета.

Кто или что повлияло на выбор вашей будущей профессии?

А.К.: Один раз я брата послушал и попал туда, куда не надо, а второй раз сам принял решение поступить в политех на теплоэнергетика, и ни грамма не пожалел, что всю свою жизнь посвятил Теплоэнергетике!

Ваше мнение о теплоэнергетике в Красноярском крае и в России?

А.К.: Это мощная, высокотехнологичная, жизнеобеспечивающая отрасль. Сейчас теплоэнергетика перешла немножко на другие, более перспективные источники и технологии. В своё время, у нас было примерно процентов семьдесят тепловых электростанций, работающие на твердом топливе, мало было атомных станций, чуть больше гидростанций и на газе было только в тех местах, где близко месторождение.

Сейчас в теплоэнергетике новый этап развития, построены современные электростанции: Красноярские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, Березовская ГРЭС – это гиганты, флагманы теплоэнергетики. Так что в крае и в России теплоэнергетике есть куда стремиться. В основном, наш город питается от тепловых станций, а малые населенные пункты – обеспечиваются небольшими котельными. Будущее мировой энергетики строится на грамотном комбинировании традиционных технологий производства энергии и использовании возобновляемых источников, и если говорить о западных странах, там уже стоят одни ветряки, теплые же страны ставят солнечные батареи.

Какой совет вы бы дали будущему поколению теплоэнергетиков?

А.К.: Совет будущему поколению сложно давать, самое главное, я всегда говорю, что будущее поколение должно помнить свою историю, историю своей страны, своих учителей, помнить то, что свято. И я всегда всем говорю, что музыка жизни умолкает, если оборвать струны воспоминаний . Поэтому вы должны помнить нас, кого плохо (смеется), кого хорошо – решать вам. Я всегда говорю о вас, студентах, как о самостоятельной личности. Ну и совет на будущее – это относиться ко всему субъективно, помнить поколение , которое вас учило, родителей, это святое для вас, бабушек и дедушек. Они для вас живой пример. И всегда думать о хорошем. Помните, что когда вы делаете кому-нибудь добро и оно обязательно вернется, через какое-то время, как-то, чем-то, но вернется именно добро. Пусть через поколение, через какое-то время, вот такой вам совет, относитесь к друг другу всегда по-человечески, вникайте, сострадайте человеку другому, мало ли, ситуаций жизненных много бывает: влюбился неудачно, бытовые проблемы, отчислили или еще что-нибудь такое, но сострадание и соучастие должно быть у вас.

Какими качествами по вашему мнению должен обладать Теплоэнергетик?

А.К.: Теплоэнергетик – это вообще личность легендарная, обладатель универсальных компетенций и обязательно высокий профессионализм, потому что это очень сложное, ответственное и опасное производство, сами понимаете, предельная собранность и взаимопомощь.

Какие перспективы у современных студентов и что такое успех?

А.К.: Перспективы у студентов какие? Конечно, в последнее время наблюдается непростое экономическое положение в стране, полное падение, остановка крупных промышленных предприятий в городе и в крае, но теплоэнергетика была и остается важным элементом социально-экономического развития страны, поэтому привлекательность отрасли высока, что подтверждается высокой востребованностью наших выпускников. Также на станциях очень развиты династии, дед-отец-сын, что также благоприятно сказывается на привлекательности нашей специальности и на снижение текучести кадров. Конечно это приводит к тому, что на объекты теплоэнергетики очень сложно устроиться, но кафедра никогда не бросала своих выпускников и гарантирует трудоустройство по специальности каждому кто захочет. Помочь трудоустроить выпускника – это задача каждого преподавателя кафедры, тем более это легко сделать, так как не стыдно похлопотать за хорошо подготовленного специалиста, а с другой стороны, те у кого ты просишь помощи сами как правило заканчивали нашу кафедру и хорошо понимают проблему.

Честно говоря, и ко мне многие друзья и выпускники обращаются – обычно проблем с этим не возникает, наоборот есть ощущение, что потребность в наших выпускниках на энергетических предприятиях всегда выше, чем возможность кафедры по численности выпусков. А вот продвигаться затем по карьерной лестнице уже не просто и поэтому советую всем вам самим как-то стараться, рваться и браться за любые задачи, искать, совершенствоваться, где-то проявлять себя. Где бы вы не были самое главное – это проявить себя. Действительно показать , что у вас голова не просто для того, чтобы шапку носить, а чтобы она у вас еще и соображала. Не хватает знаний? Ищите в литературных источниках, интернете, спрашивайте у преподавателей или еще кого-то. Чтобы вы положительно показали себя на месте вашей будущей работы или при собеседовании, если у вас что-нибудь в голове или вы так просто пришли провести время. Работодатель не поощряет безынициативных специалистов. Как раз от этого и зависит профессиональный успех – от вашего стремления к познанию и развитию.

Что должен делать студент, чтоб быть успешным?

А.К.: Студент должен постоянно повышать свою квалификацию, понравилась ему какая-то дисциплина или задача, ищите в интернете, изучайте , смотрите, методы все возможные в мире, за рубежом, в России, еще в каких-то странах отдельно взятых. Надо все время повышать свои знания, мировоззрение, и тогда вы будете успешными. Не застывать на месте – то есть закончили университет, забыли все чему вас учили, положили диплом на полку – нет и еще раз нет, не это главное, так вы никогда не сможете помочь ни себе, ни своей семье. Наоборот, надо только развивать свои профессиональные знания, полученные в университет, добавлять к ним практический опыт, расти профессионально, покорять новые должности – вот это путь к успеху, именно такими я вижу наших выпускников.

Какие пожелания первокурсникам?

А.К.: Конечно, учиться, ходить на занятия, не надо чтобы в ушах торчали наушники (смеется), внимательно слушать преподавателей, они вам ничего плохого не скажут, получать знания, которые вам дает преподаватель на доске, но по крайне мере успевать записывать и понимать это. И задавать, задавать вопросы преподавателю, не стесняясь, любые вопросы, любого уровня, что касается вас и ваших учебных проблем, и преподаватель с удовольствием поможет вам. Будьте любознательными и тогда успех у вас будет точно на лице!

Немного о истории кафедры ТЭС. Яркие воспоминания?

А.К.: Это самая лучшая кафедра в университете и в этом году, и в прошлые годы – в пятьдесят лет каждый должен этим гордиться. Вот первого апреля далекого 1967 года был указ о создании нашей кафедры, которую тогд возглавил профессор Игорь Сергеевич Деринг. Мы сначала готовили всех специалистов и промышленной теплоэнергетики, и станционников. Кафедру всегда отличала хорошая лабораторная база, высокий уровень квалификации преподавателей и тесная связь с энергетическими предприятиями. Только тогда мы были молоды, собирались гулять, ходили на столбы и так далее, сейчас – появилось больше опыта, мудрости, традиций и конечно хороших выпускников, многие из которых работают крупными руководителями, что еще больше украшает и отличает нашу кафедру.

Каким был Евгений Анатольевич Бойко, наш зав. кафедрой на первом курсе?

А.К.: Евгений Анатольевич не сильно выделялся на первом курсе, но со временем он рос на глазах как физически, так и умственно. Он никогда не стоял на месте, прогрессировал и сейчас вы имеете лучшего заведующего кафедрой в Политехническом институте!

Андрей Карлович, большое спасибо Вам за интервью!

Интервью подготовили студенты первого курса: Михасев Павел, Волхонский Павел.

P.S.: Все фотографии заимствованы из официальных источников



30.01.2017