Проектная неделя теплоэнергетиков СФУ

Студенты кафедры «Тепловые электрические станции» Политехнического института Сибирского Федерального университета выполнили и защитили курсовые работы по дисциплине «Основы инженерной деятельности» направления подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника» в формате инновационных проектов.

Первокурсники-теплоэнергетики в рамках проведения проектной недели презентовали экспертной комиссии собственноручно сконструированные модели миниатюрных тепловых электростанций (ТЭС), а те, кто обучается второй год – когенерационные установки на основе традиционных и альтернативных источников по выработке тепловой и электрической энергии. Так если проекты первого года обучения в рамках единого проекта носили индивидуальный характер (50 микро-ТЭС), то у второкурсников результат был достигнут в командной работе (10 разноплановых проектов). Впечатляет многообразие идей – это и миниатюрный котельный робот, работающий в комплексе с ветро-солнечной установкой; газогенерирующая установка на основе внутрицикловой паровоздушной газификации угля; генерирующая установка на основе цикла Ренкина с органическим теплоносителем; тепловой солнечный коллектор с двигателем Стирлинга и многое другое. В работе экспертной комиссии по оценке проектов приняли участие преподаватели кафедры ТЭС ПИ СФУ, сотрудники ректората, независимые эксперты CDIO из других институтов СФУ, сотрудники ООО «Сибирская генерирующая компания» и «Э.ОН России».

По результатам публичной защиты лучшими проектами у первокурсников были признаны микро-ТЭС следующих студентов: 1-е место – Кочук Денис (ФЭ 15-01Б); 2-е место Белокопытов Кирилл (ФЭ 15-02Б); 3-е место Колмогоров Илья (ФЭ 15-02Б); приз зрительских симпатий – Чернина Анастасия (ФЭ 15-02Б). У второкурсников победителями проектной недели признаны команды Ковалева Дмитрия (Попов Александр, Воеводина Валерия, Кузнецова Анжелика, Филиппюк Алексей; солнечно-дизельная энергетическая установка); Скадина Артема (Клишин Алексей, Степанов Сергей, Гилязов Марк; когенерационная установка на базе цикла Ренкина с органическим теплоносителем); Шубиной Евгении (Никулин Святослав, Сафаргалеев Руслан, Жук Алексей; ветро-дизельная энергетическая установка). Все призеры проектной недели получили памятные призы и подарки от ООО СГК и Э.ОН Россия.

Создание проектов в сочетании с активными методами обучения взамен написания курсовой работы в традиционном формате вытекает из стандартов CDIO – международной образовательной инициативы, которую внедряет Политехнический институт СФУ. По логике CDIO, инженер – выпускник вуза должен уметь придумывать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские мероприятия по её воплощению (либо дать необходимые указания тем, кто будет этим заниматься) и внедрять в производство то, что получилось. На базе этой образовательной технологии сегодня работают европейские и мировые лидеры инженерного образования. Автором и соучредителем инициативы CDIO является Эдвард Кроули (Edward F. Crawley), профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем MIT. С 2003 по 2006 годы занимал позицию исполнительного директора Института Кембридж-МТИ (Cambridge-MIT Institute, CMI).

На сегодняшний день CDIO охвачены более 100 вузов и 30 стран, в том числе университеты Лидса и Бристоля (Великобритания), Калифорнийский и Стенфордский университеты (США), Сиднейский университет (Австралия), многие вузы в Финляндии и Китае.

Защита проектных работ включала в себя обоснование конструктивных, проектных, технико-экономических и аналитических аспектов, и собственно презентацию технических устройств и демонстрацию полученных результатов. Главным условием было то, чтобы оборудование «авторских» мини-ТЭС и других генерирующих установок функционировало и соответствовало заявленным в техническом задании характеристикам. Это проверялось зарядкой от презентационных моделей сотовых телефонов и подключением других бытовых приборов.

«В ходе подготовки и защиты проектов студенты получили наглядное и полное представление о технологическом цикле выработки тепловой и электрической энергии, выполнили расчёты, опираясь на знания всех физических принципов и законов. Для будущих специалистов энергопредприятий это очень важно. Все представленные проекты реализованы на довольно высоком уровне. Часть из них может служить основой для магистерских и аспирантских работ, – рассказал директор Политехнического института СФУ, заведующий кафедрой «Тепловые электрические станции» Евгений Бойко.

Напомним: Сибирская генерирующая компания и Э.ОН Россия являются стратегическими партнерами кафедры «Тепловые электрические станции» Политехнического института СФУ. Студенты проходят на электростанциях СГК и Э.ОН России производственную практику, специалисты компаний участвуют в программах целевой подготовки студентов. По заказу энергетических компаний профессорско-преподавательский состав кафедры совместно со студентами выполняют различные НИР и ОКР, результаты которых находят свое отражение в курсовых и дипломных проектах. Учебный план подготовки студентов-теплоэнергетиков предусматривает до 20% общей трудоемкости проведение практических и лабораторных работ в основных цехах Красноярских ТЭЦ.



15.06.2016