Политехнический институт СФУ

История кафедры

Кафедра «Транспортные и технологические машины» создана решением Ученого совета университета от «30» июня 2008 г. (приказ № 1286 от «22»октября 2008 г.) на основе двух кафедр: «Автомобили и двигатели» и «Строительные и дорожные машины».

Первым заведующим кафедрой ТиТМ был канд. техн. наук, доцент Сергей Нифантьевич Городецкий (1953-2009 г.ж.). Выпускник Кызыльского филиала Красноярского политехнического института (КФ КрПИ) и аспирантуры при Московском автомеханическом институте.

  • Сергей Нифантьевич Городецкий
1983 – 1990 гг. работал в КФ КрПИ ст. преподавателем, доцентом, деканом вечерне – заочного факультета, исполнял обязанности зав. кафедрой. С 1990 г. – доцент Красноярского государственного аграрного университета и по совместительству доцент кафедры «Автомобили и двигатели». В 2000 г. был избран по конкурсу на должность доцента кафедры «Автомобили и двигатели», а в 2005 г. – на должность заведующего кафедрой.

Сергей Нифантьевич обладал колоссальной работоспособностью, сполна использовал глубокие научные знания и умения инженера-конструктора в развитии лабораторной базы кафедры, создании новых технических объектов и подготовке инженеров.

В 2000 г. Городецкий открыл аспирантуру, а в 2002 г. под его руководством был запущен лабораторный комплекс для испытаний транспортных средств.

С 2009 г. обязанности заведующего кафедрой исполнял канд. техн. наук, доцент Виталий Васильевич Минин, ныне доктор техн. наук, профессор

  • Виталий Васильевич Минин

С 2012 г. кафедрой руководит канд. техн. наук, доцент Владимир Андреевич Зеер
  • Владимир Андреевич Зеер

ИСТОРИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КАФЕДРЫ ТиТМ

Подразделение «Автомобили и двигатели» (АиД)

1963 г., 19 декабря был издан приказ № 574 ректора КПИ Борисова В. Н. о выделении на Автодорожном факультете из состава кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» самостоятельной дисциплины «Автомобили и двигатели» (АиД). Первым руководителем самостоятельной дисциплины АиД был назначен старший преподаватель Андреев Борис Васильевич. Он внес значительный вклад в развитие экспериментальной базы учебно-научного назначения и первым на факультете выполнил диссертационную работу на созданной лабораторной базе.

Ниже представлены фотографии первых преподавателей, закрепленных приказом ректора за АиД.

  • Ст. преподаватель Андреев Борис Васильевич
  • Ассистент Белоглазов Валерий Геннадьевич
  • Ассистент Дворкин Михаил Борисович
  • Ст. преподаватель Вечков Сергей Сергеевич
  • Ст. преподаватель Каданцев Эдуард Георгиевич

С 1965 по 1971 гг. руководил самостоятельной дисциплиной АиД Макухин Михаил Григорьевич, ветеран Великой отечественной войны, канд. техн. наук, доцент.

  • Макухин Михаил Григорьевич
Во время Великой отечественной войны был призван в ряды вооруженных сил СССР. Начал службу в Забайкалье, Борзинском укреп районе стрелком, а затем радистом в отдельном батальоне связи. В звании сержанта участвовал в войне с Японией во второй пулеметно-артиллерийской бригаде (Манжурия). С 1946 по 1948 гг. командовал отделением водителей строевых и боевых машин отдельного батальона связи. В 1957 г. окончил Сибирский лесотехнический институт (г. Красноярск). В 1969 г. Михаил Григорьевич защитил первую на кафедре «АиД» и факультете кандидатскую диссертацию в Ленинградском инженерно-строительном институте по теме «Исследование способа безразборной диагностики зазоров в шатунных подшипниках карбюратрного двигателя по ударному импульсу», выполненную на лабораторной базе кафедры.

1970 г., 4 марта был издан приказ №159 по Красноярскому политехническому институту об открытии кафедры «Автомобили и двигатели» в составе Автодорожного факультета (на основании приказа министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 95 от 18 февраля 1970 г.).Первым заведующим кафедрой АиД был назначен канд. техн. наук, доцент Белоглазов Валерий Геннадьевич.

  • Белоглазов Валерий Геннадьевич
Под его руководством были продолжены работы по развитию лабораторной базы, реализованы хоздоговорные исследования работы автомобильных агрегатов при низких температурах и активизирована подготовка специалистов для кафедры в аспирантурах ведущих вузов страны.

С 1981 по 1986 гг. руководил кафедрой АиД Санников Виктор Михайлович канд. техн. наук, доцент, старший научный сотрудник. Выпускник механического факультета Воронежского сельскохозяйственного института по специальности «Механизация сельскохозяйственного производства». В 1966-1970 гг. обучался в аспирантуре Государственного научно-исследовательского технологического института (г. Москва). В 1970 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1971 г. Виктору Михайловичу присвоено ученое звание старшего научного сотрудника.

  • Cанников Виктор Михайлович

Под руководством канд. техн. наук, доцента Санникова В. М. была создана научно-учебная лаборатория триботехнических исследований и выполнен цикл хоздоговорных работ по исследованию влияния нанопорошковых присадок на работу автомобильных двигателей.

В различные периоды кафедрой АиД руководили сотрудники

  • Андреев Борис Васильевич с 1963 г.
  • Макухин Михаил Григорьевич с 1965 г.
  • Белоглазов Валерий Геннадьевич с 1971 г.
  • Грушевский Алексей Иванович с 1972 г.
  • Архипов Семен Васильевич с 1973 г.
  • Андреев Борис Васильевич с 1975 г.
  • Калинин Владимир Васильевич с 1977 г.
  • Санников Виктор Михайлович с 1981 г.
  • Анопченко Виктор Григорьевич с 1986 г.
  • Верницкий Владимир Валерьевич с 1988 г.
  • Яковлев Юрий Михайлович с 1994 г.
  • Анопченко Виктор Григорьевич с 2000 г.
  • Городецкий Сергей Нифантьевич с 2005 г.
  • Минин Виталий Васильевич с 2009 г.
  • Зеер Владимир Андреевич с 2012 г.

В частности, под руководством канд. техн. наук, доцента Грушевского Алексея Ивановича была создана уникальная лаборатория низких температур и проведены обширные исследования работоспособности тормозных систем;

под руководством канд. техн. наук, доцента Верницкого Владимира Валерьевича на кафедре впервые была открыта специализация «Автомобили и тракторы» в рамках специальности 1609 «Автомобили и автомобильное хозяйство» для подготовки инженерных кадров для Красноярского завода автоприцепов (КЗАП), открыт филиал на КЗАПе и подготовлено две группы инженеров;

под руководством канд. техн. наук, доцента Яковлева Юрия Михайловича кафедра перешла на подготовку инженеров по специальности «Автомобиле- и тракторостроение» (1997 г., 29 мая был издан приказ ректора КГТУ Подлесного С. А. № 201 «Об открытии специальности 150100 «Автомобиле- и тракторостроение» и набрана первая группа студентов), увеличилось число руководителей аспирантуры, создана учебно-научная лаборатория «Стендовые испытания узлов и механизмов АТС»;

под руководством доктора техн. наук, профессора Анопченко Виктора Григорьевича была создана учебно-научная Лаборатория испытаний транспортных средств (ЛИТС) и модернизирована Лаборатория физического моделирования движения наземных машин. Повышено качество научных работ студентов (в 2002 г. стипендию президента России получил Дмитрий Астахов, в 2003 и 2005 г. дипломантами международной выставки «Архимед» стали соответственно Николай Бакстов и Алексей Катков, 2 научные работы были отмечены грантами).

Научно-исследовательская работа, инновационные проекты по научному направлению «Колесные и гусеничные машины»

  • 1957 – 1964 гг. Вечков С. С. впервые на лабораторной базе АиД начал научные исследования по направлению «Проходимость снегоходных машин» и создал экспериментальные образцы пяти снегоходов для северных районов России. Разработанный Вечковым движитель упорно-опорного взаимодействия был признан изобретением, а сам автор защитил в 1979 г. кандидатскую диссертацию «Основы упорно-опорного взаимодействия со снежным покровом движителя колесного вида снегоходной машины».

  • 1967 г. Трошин Г. С. создал компактные винтомоторные установки, а также построил аэросани.

  • Снегоход Вечкова С.С
  • Аэросани Трошина Г.С.

  • 1971 г. Андреев Б. В. защитил первую на «АиД» и факультете кандидатскую диссертацию по профилю кафедры, выполненную самостоятельно на созданной им лабораторной базе по специальности 05.195. «Автомобили и тракторы».

  • 1973 г. Козлов Г. Г. создал компактный грузопассажирский снегоход с гусеничными движителями, разработав технологии изготовления оригинальных узлов трансмиссии.

  • 1978 г. завершено комплексное исследование обледенения автомобильных пневмосистем при низких температурах на лабораторной базе «АиД». Анопченко В. Г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности 05.05.03 «Автомобили и тракторы». (Руководители Грушевский А. И. и Фалькевич Б. С.).

  • 1981 г. создано Студенческое конструкторское бюро, введенное на правах отдела в состав СКБ института на основании приказа Минвуза РСФСР. Под руководством Анопченко В. Г. в период с 1982 по 87 гг. разработки были защищены 12 авторскими свидетельствами, было изготовлено свыше 15 образцов снегокатов и снегоходов с лыжами управляющей геометрии, 40 студентов выполнили дипломные проекты по темам СКБ, отмеченные дипломами и медалями различного достоинства.

  • Снегоходная техника, созданная в СКБ
  • Снегоходная техника, созданная в СКБ

  • 1988 г. создана научная лаборатория «Мобильные носители» (руководитель Анопченко В. Г.), вошедшая на правах сектора в научную лабораторию КрПИ «Системы искусственного интеллекта». Цель: создание беспилотных машин высокой проходимости для дистанционной разведки в различных средах. Выполнено 3 хоздоговорных работы, разработано 16 изобретений, получено 3 гранта.

  • 1999 г. защищена первая на «АиД» и факультете докторская диссертация, выполненная Анопченко В. Г. на лабораторной базе кафедры. Работа признана новым направлением в разработке трансформируемых механизмов, способных значительно повышать проходимость транспортных средств вне дорог.

  • 2004 г. на лабораторной базе кафедры создан не имеющий аналогов колесно-шагающий автомобиль для проведения эксплуатационных исследований. (Руководители: Анопченко В. Г. и Кисляк П. А.).

  • 2005 г. в ходе дипломного проектирования студенты специальности «Автомобиле- и тракторостроение» сконструировали и изготовили, а затем успешно испытали автомобиль багги «СПИН 1» (Руководители: Городецкий С. Н. и Зеер В. А.)

  • Разработки лаборатории «Мобильные носители»
  • Разработки лаборатории «Мобильные носители».
  • Выпуск инженеров 2005 г. по специальности «Автомобиле-и тракторостроение»

/div>

    Подразделение «Строительные и дорожные машины» (СДМ)

  • Первым заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины» (СДМ) (1963–1972 гг.) был профессор Родин Иван Иванович – профессионал высокого уровня, человек сложной и необычной судьбы. Начальное образование получил в г. Муроме, высшее начальное – в Нижне-Сергинском городском училище Свердловской области. С 1918 по 1920 гг. работал слесарем на железной дороге. После окончания Томского технологического института по специальности «Холодная обработка металлов» работал в должностях старшего инженера-конструктора «Уралгипромез», начальника конструкторского бюро, главного механика и главного конструктора вагоностроительного завода г.Калинина. С 1935 г. работал начальником КБ Тульского машиностроительного завода МПС и преподавателем Тульского машиностроительного техникума. В 1936 г. был арестован органами НКВД и осужден на 10 лет по статье 58 п.7. Срок наказания отбывал на строительстве Северо-Печорской железной дороги. В 1946 г. по решению ОСО НКВД он был досрочно освобожден со снятием судимости.

    • Родин Иван Иванович - первый заведующий кафедры СДМ

  • Имея за плечами руководство важнейшими стройками Севера, пройдя лагеря и последующую реабилитацию, Иван Иванович увлекся созданием новых экскаваторов и пособий по их проектированию. И. И. Родину достаточно быстро удалось сформировать коллектив кафедры и основы материальной базы.

    Важнейшей фигурой в становлении коллектива кафедры являлся доцент А. И. Нестеренко. Широчайшая эрудиция, знание нескольких иностранных языков, владение методами физического моделирования способствовали признанию кафедры среди ведущих вузов страны.

    Первым кандидатом технических наук стал В. П. Пономарев (руководитель доктор техн. наук Д. П. Волков). Следующим кандидатом технических наук стал О. П. Матюшенко. После окончания целевой аспирантуры в СибАДИ была защищена в 1971 г. диссертация по исследованию рабочих органов буровых машин для разработки мерзлых грунтов. Эта тематика всегда была важнейшей для кафедры, но с приходом Олега Павловича она вышла на новый научно-методический уровень. Успешная защита первой диссертации безусловно повлияла на ускоренное представление своих работ другими преподавателями: доцент А.С. Шакора – исследование работоспособности опорно-поворотного устройства одноковшовых карьерных экскаваторов; доцент Н.Н. Титовский – исследование механизмов абразивного изнашивания рабочих органов при низких температурах; доцент И.И. Горб – исследование процессов приготовления цементобетонных смесей методом «виброворонки». Ведущий инженер Краслесмаш О.К. Слатинский был приглашен на должность доцента. Таким образом, сформировалось первое поколение преподавателей кафедры, часть из них (В.П. Пономарев, В.А. Вайник, В.М. Ярлыков, С.И. Васильев и др.) перешли на вновь созданную кафедру Подъемно-транспортные машины и роботы.

    Под руководством д.т.н. профессора С.В. Каверзина в период с 1972 по 1984 гг. эффективно заработала целевая аспирантура в МАДИ, ЛИСИ, ЛПИ, СибАДИ. Большинство преподавателей получило ученые степени и звания. Существенно активизировалась изобретательская работа: преподаватели получали до 25 авторских свидетельств на изобретения в год. Патентно-информационный поиск стал обязательным атрибутом курсового и дипломного проектирования.

    Кафедра значительно расширилась преимущественно выпускниками Политехнического института. Молодые преподаватели уезжали в аспирантуру имея задел в научной работе и возвращались с законченной работой: В.А. Вайник – надежность вибробруса уплотнящих машин; А.Л. Алифанов – исследование надежности приводных систем автомобилей; В.М. Ярлыков – физическое моделирование колесного движителя; В.П. Павлов – оптимизация конструктивно-технологических параметров рабочего оборудования одноковшовых экскаваторов; В.А. Мальцев – оптимизация привода роторного траншейного экскаватора; С.И. Васильев – оптимизация теплового режима траншейного экскаватора; В.В. Минин – оптимизация параметров привода малогабаритного погрузчика с бортовым поворотом; В.О. Слатинский – физическое моделирование гусеничного движителя; С.П. Ереско – надежность уплотнителей гидроцилиндров; В.А. Дмитриев – тепловой режим гидросистем одноковшовых экскаваторов; В.А. Байкалов – исследование рабочего процесса автогрейдера. Ряд выпускников кафедры после окончания аспирантуры ведущих вузов СССР успешно защитили диссертации и работают на других кафедрах: В.В. Соснин, К.Н. Рушелюк, А.К. Толстихин, В. Прокофьев и др., а также в СО РАН – В.В. Москвичев, А.П. Черняев и др.

    • Кафедра Строительные и дорожные машины в 1978 г.

    • С определенной условность можно назвать перечисленных преподавателей представителями второго поколения сотрудников кафедры.

      В этот период активно развиваются многосторонние связи с ведущими НИИ, КБ и заводами министерства Стрительного, дорожного и коммунального машиностроения: НПО ВНИИСтройдормаш (г.Москва) и его филиал в г.Красноярске; ПО Пневмостроймашина (г.Екатеринбург); Красноярский завод автомобильных прицепов (г.Сосновоборск); Ташкентский, Ленинградский, Дмитровский и Ковровский экскаваторные заводы; Красноярский ПРОМСТРОЙНИИПроект; ВНИИЗЕММАШ (г.С-Петербург); трест Строймеханизация и др.

      Особое место в развитии кафедры занимал Красноярский филиал НПО ВНИИСтройдормаш. Выполняя роль головной организации Минстройдормаша, институт привлекал кафедру к теоретическим и экспериментальным работам по совершенствованию строительно-дорожной техники для Севера. Результаты этих работ отражены в отчетах о выполнении хоздоговорных работ и в серии сборников научных трудов «Повышение надежности и долговечности строительных машин для Севера». Заведующие отделами Д.О. Макушкин, А.И. Хорош, В.Л. Полонский, А.С. Карнаухов, В.Г. Иконников, В.В. Михеенко, Л.К. Соколов и др. многое сделали для становления молодых ученых кафедры и подготовки инженеров: руководили практикой и дипломным проектированием студентов, читали лекции, были постоянными участниками научно-методических семинаров. , был открыт филиал кафедры СДМ.

    • Представители второго поколения преподавателей кафедры Строительные и дорожные машины (1978 г.), участники традиционного весеннего кросса: В.А. Дмитриев, В.А. Мальцев, В.П. Павлов, В.А. Завгороднев, В.А. Новичков

      Одним из важных направлений деятельности кафедры в 80-90-е годы была подготовка механизаторов для уборки зерновых в совхозах Красноярского края. Выполнение поручения Крайкома КПСС было поручено к.т.н. доценту С.С.Марченко. Ежегодно 3-5 учебных групп в полном составе отбывали на уборку урожая. Практику вождения комбайна студенты получали на переданном кафедре комбайне Енисей-1200.

      Использование систем автоматизированного проектирования и специализированных пакетов инженерного анализа подняли на новый уровень научные разработки и учебное проектирование (зав. кафедрой к.т.н. доцент В.П. Павлов, 1985–1996 гг.). Информационные технологии стали неотъемлемой частью учебно-научного процесса. Все преподаватели прошли подготовку и переподготовку по применению ЭВМ в части свободного программирования и применения пакетов прикладных программ. Кафедра стала признанным лидеров среди аналогичных кафедр страны по изданию учебной литературы по применению ЭВМ. В 1994 г. открыта новая специальность – Сервис транспортных и технологических машин (строительные, дорожные и коммунальные машины).

      Под руководством к.т.н. доцента В.А. Ковальчука (1990–1991 гг.) кафедра в еще большей степени укрепила связи с производственными предприятиями, развила новые научные направления в области эксплуатации машин и связанные с повышением абразивной износостойкости рабочих органов землеройных машин.

      Грунтовый канал лаборатории «Землеройно-транспортные машины» кафедры СДМ

      В конце 90-х годов открыто новое научное направление – технологии бестраншейного ремонта трубопроводов. Это направление оказалось настолько плодотворным, что позволило подготовить к защите три кандидатские диссертации, подтвердить приоритеты патентами РФ, серией статей, монографий и учебных пособий. По этому направлению открыта магистратура. За выполнение комплекса научных работ проф. В.И.Емелин отмечен званием лауреата премии мэра г.Красноярска и званием Почетного работника высшего профессионального образования.

      В 80-90-е годы кафедра плодотворно сотрудничала с ведущими кафедрами страны. Заведующие кафедрами – ведущие ученые приглашались для чтения лекций: д.т.н. профессор Т.В. Алексеева, д.т.н. профессор Д.П. Волков, д.т.н. профессор. Е.М. Кудрявцев, д.т.н. профессор Ю.А. Брянский, к.т.н. профессор Г. С. Мирзоян и др. В штате кафедры был вице-президент инженерной академии РФ д.т.н. проф. И.К. Растегаев – известный специалист в области инженерного мерзлотоведения и разрушения вечномерзлых грунтов.

      Ведущие ученые России всегда были в центре внимания: д.т.н. проф. В.И.Баловнев, д.т.н. проф. И.К.Растегаев.
    Манипулятор на базе КрАЗ (имени Байкалова)
    Малогабаритный погрузчик с бортовым поворотом (имени Минина)

      В период заведования кафедрой СДМ, а с образованием СФУ – ТиТМ (с апреля 1999 г. по февраль 2012 г.), выпускника кафедры 1979 г. канд. техн. наук, доцента, ныне профессора кафедры ТиТМ Минина Виталия Васильевича произошел качественный сдвиг в образовательном процессе. Проделанная коллективом кафедры работа характеризуется следующим перечнем успешно решенных организационных мероприятий: полностью обновлено учебное оборудование, образовательный процесс по двум специальностям (190603.65 и 190109.65) переведен на ГОС ВПО 2-го поколения. В 2002 году открыт бакалавриат по направлению подготовки 551400 – Наземные транспортные системы и в 2006 году магистратура по программе: 190100.68.01 – Машины, комплексы и оборудование для строительства и восстановления дорог и аэродромов (руководитель д.т.н., профессор Каверзин С.В.). В 2010 году открыта программа подготовки магистров 190100.68.02 – Сервис строительных, дорожных и коммунальных машин (руководитель к.т.н., профессор Емелин В.И.). В 2006 г. открыто заочное обучение по программам: специалитета 190603.65 – Сервис транспортных, технологических машин и оборудования и бакалавриата направления 190100.62 – Наземные транспортные системы. Мининым В.В. разработана ООП аспирантуры специальности 05.05.04 – Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины. Лаборатории кафедры (с образованием СФУ) оснащены современным лицензированным учебно-научно-исследовательским измерительным оборудованием, которое позволяет в автоматизированном режиме, в том числе и автономном, вести регистрацию и обработку данных (по 16-и каналам) в программно-математическом обеспечении Zetlab. С принятием решения правительства РФ о переходе высшего образования на двухуровневую подготовку ООП бакалавриата и двух программ магистров переработаны под стандарты третьего поколения. Программы подготовки бакалавров 190100.62 и магистров 190100.68.01 и 190100.68.02 лицензированы и имеют аккредитацию. Указанный выше временной период характеризируется творческой и деловой активностью преподавателей, связанной с необходимостью повышения качества образовательных услуг по транспортно-технологическим машинам и комплексам.