Политехнический институт СФУ

История кафедры

Кафедра «Транспортные и технологические машины» создана решением Ученого совета университета от «30» июня 2008 г. (приказ № 1286 от «22»октября 2008 г.) на основе двух кафедр: «Автомобили и двигатели» и «Строительные и дорожные машины».

Первым заведующим кафедрой ТиТМ был канд. техн. наук, доцент Сергей Нифантьевич Городецкий (1953-2009 г.ж.). Выпускник Кызыльского филиала Красноярского политехнического института (КФ КрПИ) и аспирантуры при Московском автомеханическом институте.

  • Сергей Нифантьевич Городецкий

1983 – 1990 гг. работал в КФ КрПИ ст. преподавателем, доцентом, деканом вечерне – заочного факультета, исполнял обязанности зав. кафедрой. С 1990 г. – доцент Красноярского государственного аграрного университета и по совместительству доцент кафедры «Автомобили и двигатели». В 2000 г. был избран по конкурсу на должность доцента кафедры «Автомобили и двигатели», а в 2005 г. – на должность заведующего кафедрой.

Сергей Нифантьевич обладал колоссальной работоспособностью, сполна использовал глубокие научные знания и умения инженера-конструктора в развитии лабораторной базы кафедры, создании новых технических объектов и подготовке инженеров.

В 2000 г. Городецкий открыл аспирантуру, а в 2002 г. под его руководством был запущен лабораторный комплекс для испытаний транспортных средств.

С 2009 г. обязанности заведующего кафедрой исполнял канд. техн. наук, доцент Виталий Васильевич Минин, ныне доктор техн. наук, профессор.

С 2012 г. кафедрой руководил канд. техн. наук, доцент Владимир Андреевич Зеер.

С 2020 г. исполняет обязанности заведующего кафедрой канд. техн. наук, доцент Авдеев Роман Михайлович.

  • Владимир Андреевич Зеер
  • Виталий Васильевич Минин

ИСТОРИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КАФЕДРЫ ТиТМ

Подразделение «Автомобили и двигатели» (АиД)

1963 г., 19 декабря был издан приказ № 574 ректора КПИ Борисова В. Н. о выделении на Автодорожном факультете из состава кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» cамостоятельной дисциплины «Автомобили и двигатели» (АиД). Первым руководителем самостоятельной дисциплины АиД был назначен старший преподаватель Борис Васильевич Андреев. Он внес значительный вклад в развитие экспериментальной базы учебно-научного назначения и первым на факультете выполнил диссертационную работу на созданной лабораторной базе.

Ниже представлены фотографии первых преподавателей, закрепленных приказом ректора за АиД.

  • Ст. преподаватель Андреев Борис Васильевич
  • Ассистент Белоглазов Валерий Геннадьевич
  • Ассистент Дворкин Михаил Борисович
  • Ст. преподаватель Вечков Сергей Сергеевич
  • Ст. преподаватель Каданцев Эдуард Георгиевич

С 1965 по 1971 гг. руководил самостоятельной дисциплиной АиД Михаил Григорьевич Макухин, ветеран Великой отечественной войны, канд. техн. наук, доцент. Во время Великой отечественной войны был призван в ряды вооруженных сил СССР. Начал службу в Забайкалье, Борзинском укреп районе стрелком, а затем радистом в отдельном батальоне связи. В звании сержанта участвовал в войне с Японией во второй пулеметно-артиллерийской бригаде (Манжурия). С 1946 по 1948 гг. командовал отделением водителей строевых и боевых машин отдельного батальона связи. В 1957 г. окончил Сибирский лесотехнический институт (г. Красноярск). В 1969 г. Михаил Григорьевич защитил первую на кафедре «АиД» и факультете кандидатскую диссертацию в Ленинградском инженерно-строительном институте по теме «Исследование способа безразборной диагностики зазоров в шатунных подшипниках карбюратрного двигателя по ударному импульсу», выполненную на лабораторной базе кафедры.

  • Макухин Михаил Григорьевич

1970 г., 4 марта был издан приказ №159 по Красноярскому политехническому институту об открытии кафедры «Автомобили и двигатели» в составе Автодорожного факультета (на основании приказа министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 95 от 18 февраля 1970 г.). Первым заведующим кафедрой АиД был назначен канд. техн. наук, доцент Валерий Геннадьевич Белоглазов. Под его руководством были продолжены работы по развитию лабораторной базы, реализованы хоздоговорные исследования работы автомобильных агрегатов при низких температурах и активизирована подготовка специалистов для кафедры в аспирантурах ведущих вузов страны.

  • Белоглазов Валерий Геннадьевич

С 1981 по 1986 гг. руководил кафедрой АиД Виктор Михайлович Санников канд. техн. наук, доцент, старший научный сотрудник. Выпускник механического факультета Воронежского сельскохозяйственного института по специальности «Механизация сельскохозяйственного производства». В 1966-1970 гг. обучался в аспирантуре Государственного научно-исследовательского технологического института (г. Москва). В 1970 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1971 г. Виктору Михайловичу присвоено ученое звание старшего научного сотрудника.

  • Cанников Виктор Михайлович

Под руководством канд. техн. наук, доцента Санникова В. М. была создана научно-учебная лаборатория триботехнических исследований и выполнен цикл хоздоговорных работ по исследованию влияния нанопорошковых присадок на работу автомобильных двигателей.

В различные периоды кафедрой АиД руководили сотрудники:

Заведующие кафедройЗаведующие лабораториями
Андреев Борис Васильевич с 1963 г.Трошин Георгий Степанович с 1964 г.
Макухин Михаил Григорьевич с 1965 г.Дресвянский Владимир Константинович с 1965г.
Белоглазов Валерий Геннадьевич с 1971 г.Сабинин Леонид Трофимович с 1967 г.
Грушевский Алексей Иванович с 1972 г.Бань Георгий Григорьевич с 1971 г.
Архипов Семен Васильевич с 1973 г.Липневич Евгений Константинович с 1977 г.
Андреев Борис Васильевич с 1975 г.Баев Виктор Андреевич с 1981 г.
Калинин Владимир Васильевич с 1977 г.Артемьев Николай Михайлович с1988 г.
Санников Виктор Михайлович с 1981 г.Закитин Роман Владимирович с 1994 г.
Анопченко Виктор Григорьевич с 1986 г.Настусенко Виталий Александрович с 1995 г.
Верницкий Владимир Валерьевич с 1988 г.Смоленкова Татьяна Владимировна с 1997 г.
Яковлев Юрий Михайлович с 1994 г.Швайко Федор Иванович с 2000 г.
Анопченко Виктор Григорьевич с 2000 г.Борисов Виктор Владимирович с 2002 г.
Городецкий Сергей Нифантьевич с 2005 г.Трегуб Светлана Леонидовна с 2004 г.

В частности, под руководством канд. техн. наук, доцента Алексея Ивановича Грушевского была создана уникальная лаборатория низких температур и проведены обширные исследования работоспособности тормозных систем;

под руководством канд. техн. наук, доцента Владимира Валерьевича Верницкого на кафедре впервые была открыта специализация «Автомобили и тракторы» в рамках специальности 1609 «Автомобили и автомобильное хозяйство» для подготовки инженерных кадров для Красноярского завода автоприцепов (КЗАП), открыт филиал на КЗАПе и подготовлено две группы инженеров;

под руководством канд. техн. наук, доцента Юрия Михайловича Яковлева кафедра перешла на подготовку инженеров по специальности «Автомобиле- и тракторостроение» (1997 г., 29 мая был издан приказ ректора КГТУ Подлесного С. А. № 201 «Об открытии специальности 150100 «Автомобиле- и тракторостроение» и набрана первая группа студентов), увеличилось число руководителей аспирантуры, создана учебно-научная лаборатория «Стендовые испытания узлов и механизмов АТС»;

под руководством доктора техн. наук, профессора Виктора Григорьевича Анопченко была создана учебно-научная Лаборатория испытаний транспортных средств (ЛИТС) и модернизирована Лаборатория физического моделирования движения наземных машин. Повышено качество научных работ студентов (в 2002 г. стипендию президента России получил Дмитрий Астахов, в 2003 и 2005 г. дипломантами международной выставки «Архимед» стали соответственно Николай Бакстов и Алексей Катков, 2 научные работы были отмечены грантами).

Научно-исследовательская работа, инновационные проекты по научному направлению «Колесные и гусеничные машины»

1957 – 64 гг. Вечков С. С. впервые на лабораторной базе АиД начал научные исследования по направлению «Проходимость снегоходных машин» и создал экспериментальные образцы пяти снегоходов для северных районов России. Разработанный Вечковым движитель упорно-опорного взаимодействия был признан изобретением, а сам автор защитил в 1979 г. кандидатскую диссертацию «Основы упорно-опорного взаимодействия со снежным покровом движителя колесного вида снегоходной машины».

1967 г. Трошин Г. С. создал компактные винтомоторные установки, а также построил аэросани.

  • Снегоход Вечкова С.С.
  • Аэросани Трошина Г.С.

1971 г. Андреев Б. В. защитил первую на «АиД» и факультете кандидатскую диссертацию по профилю кафедры, выполненную самостоятельно на созданной им лабораторной базе по специальности 05.195. «Автомобили и тракторы».

1973 г. Козлов Г. Г. создал компактный грузопассажирский снегоход с гусеничными движителями, разработав технологии изготовления оригинальных узлов трансмиссии.

1978 г. завершено комплексное исследование обледенения автомобильных пневмосистем при низких температурах на лабораторной базе «АиД». Анопченко В. Г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности 05.05.03 «Автомобили и тракторы». (Руководители Грушевский А. И. и Фалькевич Б. С.).

1981 г. создано Студенческое конструкторское бюро, введенное на правах отдела в состав СКБ института на основании приказа Минвуза РСФСР. Под руководством Анопченко В. Г. в период с 1982 по 87 гг. разработки были защищены 12 авторскими свидетельствами, было изготовлено свыше 15 образцов снегокатов и снегоходов с лыжами управляющей геометрии, 40 студентов выполнили дипломные проекты по темам СКБ, отмеченные дипломами и медалями различного достоинства.

  • Снегоходная техника, созданная в СКБ
  • Снегоходная техника, созданная в СКБ

1988 г. создана научная лаборатория «Мобильные носители» (руководитель Анопченко В. Г.), вошедшая на правах сектора в научную лабораторию КрПИ «Системы искусственного интеллекта». Цель: создание беспилотных машин высокой проходимости для дистанционной разведки в различных средах. Выполнено 3 хоздоговорных работы, разработано 16 изобретений, получено 3 гранта.

1999 г. защищена первая на «АиД» и факультете докторская диссертация, выполненная Анопченко В. Г. на лабораторной базе кафедры. Работа признана новым направлением в разработке трансформируемых механизмов, способных значительно повышать проходимость транспортных средств вне дорог.

2004 г. на лабораторной базе кафедры создан не имеющий аналогов колесно-шагающий автомобиль для проведения эксплуатационных исследований. (Руководители: Анопченко В. Г. и Кисляк П. А.).

2005 г. в ходе дипломного проектирования студенты специальности «Автомобиле- и тракторостроение» сконструировали и изготовили, а затем успешно испытали автомобиль багги «СПИН 1» (Руководители: Городецкий С. Н. и Зеер В. А.)

  • Разработки лаборатории «Мобильные носители»
  • Разработки лаборатории «Мобильные носители»
  • Выпуск инженеров 2005 г. по специальности «Автомобиле-и тракторостроение»

Подразделение «Строительные и дорожные машины» (СДМ)

Первым заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины» (СДМ) (1963–1972 гг.) был профессор Иван Иванович Родин – профессионал высокого уровня, человек сложной и необычной судьбы. Начальное образование получил в г. Муроме, высшее начальное – в Нижне-Сергинском городском училище Свердловской области. С 1918 по 1920 гг. работал слесарем на железной дороге. После окончания Томского технологического института по специальности «Холодная обработка металлов» работал в должностях старшего инженера-конструктора «Уралгипромез», начальника конструкторского бюро, главного механика и главного конструктора вагоностроительного завода г. Калинина. С 1935 г. работал начальником КБ Тульского машиностроительного завода МПС и преподавателем Тульского машиностроительного техникума.

  • Родин Иван Иванович - первый заведующий кафедры СДМ

В 1936 г. был арестован органами НКВД и осужден на 10 лет по статье 58 п.7. Срок наказания отбывал на строительстве Северо-Печорской железной дороги. В 1946 г. по решению ОСО НКВД он был досрочно освобожден со снятием судимости.

Имея за плечами руководство важнейшими стройками Севера, пройдя лагеря и последующую реабилитацию, Иван Иванович увлекся созданием новых экскаваторов и пособий по их проектированию. И. И. Родину достаточно быстро удалось сформировать коллектив кафедры и основы материальной базы.

Важнейшей фигурой в становлении коллектива кафедры являлся доцент А. И. Нестеренко. Широчайшая эрудиция, знание нескольких иностранных языков, владение методами физического моделирования способствовали признанию кафедры среди ведущих вузов страны.

Первым кандидатом технических наук стал В. П. Пономарев (руководитель доктор техн. наук Д. П. Волков, МИСИ, г. Москва). Следующим кандидатом технических наук стал О. П. Матюшенко. После окончания целевой аспирантуры в СибАДИ (г. Омск) была защищена в 1971 г. диссертация по исследованию рабочих органов буровых машин для разработки мерзлых грунтов. Эта тематика всегда была важнейшей для кафедры, но с приходом Олега Павловича она вышла на новый научно-методический уровень. Успешная защита первой диссертации безусловно повлияла на ускоренное представление своих работ другими преподавателями: доцент А. С. Шакора – исследование работоспособности опорно-поворотного устройства одноковшовых карьерных экскаваторов; доцент Н. Н. Титовский – исследование механизмов абразивного изнашивания рабочих органов при низких температурах; доцент И. И. Горб – исследование процессов приготовления цементобетонных смесей методом «виброворонки». Ведущий инженер Краслесмаш О. К. Слатинский был приглашен на должность доцента. Таким образом, сформировалось первое поколение преподавателей кафедры, часть из них (В. П. Пономарев, В. А. Вайник, В. М. Ярлыков, С. И. Васильев, В. В. Минин и др.) перешли на вновь созданную кафедру Подъемно-транспортные машины и роботы.

Под руководством д-ра техн. наук, профессора С. В. Каверзина в период с 1972 по 1984 гг. эффективно заработала целевая аспирантура в МАДИ, ЛИСИ, ЛПИ, СибАДИ. Большинство преподавателей получило ученые степени и звания. Существенно активизировалась изобретательская работа: преподаватели получали до 25 авторских свидетельств на изобретения в год. Патентно-информационный поиск стал обязательным атрибутом курсового и дипломного проектирования.

Кафедра значительно расширилась преимущественно выпускниками Политехнического института. Молодые преподаватели уезжали в аспирантуру имея задел в научной работе и возвращались с законченной работой: В. А. Вайник – надежность вибробруса уплотнящих машин; А. Л. Алифанов – исследование надежности приводных систем автомобилей; В. М. Ярлыков – физическое моделирование колесного движителя; В. П. Павлов – оптимизация конструктивно-технологических параметров рабочего оборудования одноковшовых экскаваторов; В. А. Мальцев – оптимизация привода роторного траншейного экскаватора; С. И. Васильев – оптимизация теплового режима траншейного экскаватора; В. В. Минин – оптимизация параметров привода малогабаритного погрузчика с бортовым поворотом; В. О. Слатинский – физическое моделирование гусеничного движителя; С. П. Ереско – надежность уплотнителей гидроцилиндров; В. А. Дмитриев – тепловой режим гидросистем одноковшовых экскаваторов; В. А. Байкалов – исследование рабочего процесса автогрейдера; П. М. Кандрашов – исследование гидропривода экскаватора. Ряд выпускников кафедры после окончания аспирантуры ведущих вузов СССР успешно защитили диссертации и работают на других кафедрах: В. В. Соснин, К. Н. Рушелюк, А. К. Толстихин, А. В. Прокофьев и др., а также в СО РАН – В. В. Москвичев, А. П. Черняев и др.

С определенной условность можно назвать перечисленных преподавателей представителями второго поколения сотрудников кафедры.

В этот период активно развиваются многосторонние связи с ведущими НИИ, КБ и заводами министерства Стрительного, дорожного и коммунального машиностроения: НПО ВНИИСтройдормаш (г.Москва) и его филиал в г.Красноярске; ПО Пневмостроймашина (г.Екатеринбург); Красноярский завод автомобильных прицепов (г.Сосновоборск); Ташкентский, Ленинградский, Дмитровский и Ковровский экскаваторные заводы; Красноярский ПРОМСТРОЙНИИПроект; ВНИИЗЕММАШ (г.С-Петербург); трест Строймеханизация и др.

  • Кафедра Строительные и дорожные машины в 1978 г.

Особое место в развитии кафедры занимал Красноярский филиал НПО ВНИИСтройдормаш. Выполняя роль головной организации Минстройдормаша, институт привлекал кафедру к теоретическим и экспериментальным работам по совершенствованию строительно-дорожной техники для Севера. Результаты этих работ отражены в отчетах о выполнении хоздоговорных работ и в серии сборников научных трудов «Повышение надежности и долговечности строительных машин для Севера». Заведующие отделами Д. О. Макушкин, А. И. Хорош, В. Л. Полонский, А. С. Карнаухов, В. Г. Иконников, В. В. Михеенко, Л. К. Соколов и др. многое сделали для становления молодых ученых кафедры и подготовки инженеров: руководили практикой и дипломным проектированием студентов, читали лекции, были постоянными участниками научно-методических семинаров. Был открыт филиал кафедры СДМ.

  • Представители второго поколения преподавателей кафедры Строительные и дорожные машины (1978 г.), участники традиционного весеннего кросса: В.А. Дмитриев, В.А. Мальцев, В.П. Павлов, В.А. Завгороднев, В.А. Новичков

Одним из важных направлений деятельности кафедры в 80-90-е годы была подготовка механизаторов для уборки зерновых в совхозах Красноярского края. Выполнение поручения Крайкома КПСС было поручено к.т.н. доценту С. С. Марченко (перешел работать на кафедру из ГОСНИТИ в 1980 г.). Ежегодно 3-5 учебных групп в полном составе отбывали на уборку урожая. Практику вождения комбайна студенты получали на переданном кафедре комбайне Енисей-1200.

Использование систем автоматизированного проектирования и специализированных пакетов инженерного анализа подняли на новый уровень научные разработки и учебное проектирование (зав. кафедрой к.т.н., доцент В. П. Павлов, 1985–1996 гг.). Информационные технологии стали неотъемлемой частью учебно-научного процесса. Все преподаватели прошли подготовку и переподготовку по применению ЭВМ в части свободного программирования и применения пакетов прикладных программ. Кафедра стала признанным лидеров среди аналогичных кафедр страны по изданию учебной литературы по применению ЭВМ. В 1994 г. открыта новая специальность – Сервис транспортных и технологических машин (строительные, дорожные и коммунальные машины).

Под руководством к.т.н., доцента В. А. Ковальчука (1990–1991 гг.) кафедра в еще большей степени укрепила связи с производственными предприятиями, развила новые научные направления в области эксплуатации машин и связанные с повышением абразивной износостойкости рабочих органов землеройных машин.

  • Грунтовый канал лаборатории «Землеройно-транспортные машины» кафедры СДМ
  • Грунтовый канал лаборатории «Землеройно-транспортные машины» кафедры СДМ
  • Грунтовый канал лаборатории «Землеройно-транспортные машины» кафедры СДМ

В конце 90-х годов открыто новое научное направление – технологии бестраншейного ремонта трубопроводов. Это направление оказалось настолько плодотворным, что позволило подготовить к защите три кандидатские диссертации, подтвердить приоритеты патентами РФ, серией статей, монографий и учебных пособий. По этому направлению открыта магистратура. За выполнение комплекса научных работ проф. В. И. Емелин отмечен званием лауреата премии мэра г. Красноярска и званием Почетного работника высшего профессионального образования.

В 80-90-е годы кафедра плодотворно сотрудничала с ведущими кафедрами страны. Заведующие кафедрами – ведущие ученые приглашались для чтения лекций: д.т.н. профессор В. И. Баловнев, д.т.н. профессор Т. В. Алексеева, д.т.н. профессор Д. П. Волков, д.т.н. профессор. Е. М. Кудрявцев, д.т.н. профессор Ю. А. Брянский, к.т.н. профессор Г. С. Мирзоян и др. В штате кафедры был вице-президент инженерной академии РФ д.т.н. проф. И. К. Растегаев – известный специалист в области инженерного мерзлотоведения и разрушения вечномерзлых грунтов.

  • Ведущие ученые России всегда были в центре внимания: д.т.н. проф. В. И.Баловнев, д.т.н. проф. И. К.Растегаев
  • Ведущие ученые России всегда были в центре внимания: д.т.н. проф. В. И.Баловнев, д.т.н. проф. И. К.Растегаев
  • Манипулятор на базе КрАЗ (совместная разработка с КЗТП, г. Сосновоборск, руководитель к.т.н., доцент Байкалов В. А.)
  • Малогабаритный погрузчик с бортовым поворотом (совместная разработка с КЗТП, г. Сосновоборск, руководитель к.т.н., доцент Минин В. В.)

В период заведования кафедрой СДМ, а с образованием СФУ – ТиТМ (с апреля 1999 г. по февраль 2012 г.), выпускника кафедры 1979 г. канд. техн. наук, доцента, ныне академика Российской инженерной академии, д.т.н., профессора кафедры ТиТМ Виталия Васильевича Минина произошел качественный сдвиг в образовательном процессе. Проделанная коллективом кафедры работа характеризуется следующим перечнем успешно решенных организационных мероприятий: полностью обновлено учебное оборудование, образовательный процесс по двум специальностям (190603.65 и 190109.65) переведен на ГОС ВПО 2-го поколения. В 2002 году открыт бакалавриат по направлению подготовки 551400 – Наземные транспортные системы и в 2006 году магистратура по программе: 190100.68.01 – Машины, комплексы и оборудование для строительства и восстановления дорог и аэродромов (руководитель д.т.н., профессор В. В. Минин). В 2010 году открыта программа подготовки магистров 190100.68.02 – Сервис строительных, дорожных и коммунальных машин (руководитель к.т.н., профессор В. И. Емелин). В 2006 г. открыто заочное обучение по программам: специалитета 190603.65 – Сервис транспортных, технологических машин и оборудования и бакалавриата направления 190100.62 – Наземные транспортные системы. Мининым В.В. разработана ООП аспирантуры специальности 05.05.04 – Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины. Лаборатории кафедры (с образованием СФУ) оснащены современным лицензированным учебно-научно-исследовательским измерительным оборудованием, которое позволяет в автоматизированном режиме, в том числе и автономном, вести регистрацию и обработку данных (по 16-и каналам) в программно-математическом обеспечении Zetlab. С принятием решения правительства РФ о переходе высшего образования на двухуровневую подготовку ООП бакалавриата и двух программ магистров переработаны под стандарты третьего поколения. Программы подготовки бакалавров 190100.62 и магистров 190100.68.01 и 190100.68.02 лицензированы и имеют аккредитацию. Указанный выше временной период характеризируется творческой и деловой активностью преподавателей, связанной с необходимостью повышения качества образовательных услуг по транспортно-технологическим машинам и комплексам.

Подразделение «Строительные и дорожные машины» (СДМ)

История создания кафедры Подъемно-транспортные машины начинается на кафедре Детали машин, на которой в 1969 году была открыта специальность Подъемно-транспортные машины и оборудование.

Первый приём студентов на специальность 0501 – «Подъёмно-транспортные машины и оборудование» был проведён в 1969 г. Курирование специальности и преподавание специальных дисциплин осуществляла кафедра «Детали машин», заведующим которой был канд. техн. наук, доцент В.А. Турышев.

В 1973 году была образована секция «Подъёмно-транспортные машины» и первая лаборатория «Грузоподъёмные машины», руководителем которых был канд. техн. наук, доцент В.П. Пономарёв.

  • Пономарёв Валентин Петрович

В 1974 году состоялась первая защита дипломных проектов группой 609 набора 1969 г. Председателем ГЭК был главный инженер завода «Сибтяжмаш» Богинский К.С.

Успешно защитили проекты и стали инженерами-механиками 20 студентов, из них 5 девушек. Диплом с отличием получил Хромых Сергей Кузьмич – талантливый (или как сейчас выражаются – звездный) выпускник, принятый на кафедру Уральского политехнического института для научной работы.

В своем начальном составе кафедра представляла коллектив единомышленников в составе 7 специалистов, создавших в короткие сроки лабораторию «Грузоподъемные машины». В числе первых сотрудников и преподавателей кафедры были: Нестеренко Артем Иванович, Готфрид Анатолий Андреевич, Востоков Олег Константинович, Ребизов Геннадий Александрович, Грехов Николай Васильевич, Вайник Валерий Александрович, Смолин Александр Юрьевич.

Приказом Минвуза РСФСР № 426Д от 16.09.1975г. была образована кафедра «Подъёмно-транспортные машины и механизмы» (ПТМиМ), заведующим кафедрой был назначен канд. техн. наук, доцент В.П. Костылев.

  • Костылев Владимир Петрович

На кафедре было создано научно-исследовательское подразделение. В последующие годы на кафедру пришли: старейший преподаватель КрПИ проф. Иван Иванович Родин, доценты Константин Дмитриевич Никитин, Владимир Михайлович Ярлыков, Владимир Николаевич Гребнев, Владимир Иванович Звонарев, Даудиш Франц Захарович.

В этот период кафедра набирает 4 группы студентов – 100 человек. Производственные практики проходят на ведущих машиностроительных предприятиях страны: Харьковский, Ташкентский заводы ПТО; Машиностроительный завод (Кировская область); Луганский машиностроительный завод; Князепетровский крановый завод; Юргинский машиностроительный завод; Горьковский автомобильный завод; завод ПТО (г. Узловая); базами практик являются морские порты Владивостока, Находки, Новороссийска, Дудинки.

  • Первый коллектив кафедры ПТМиР

В своем развитии кафедра прошла сложный путь, на каждом из этапов становления кафедра накапливала потенциал.

В 1980 г. заведующим кафедрой был избран канд. техн. наук, доцент (позднее профессор) К.Д. Никитин. Этот период представляется наиболее плодотворным, с точки зрения развития и совершенствования кафедры.

  • Никитин Константин Дмитриевич

В этом же году был создан филиал кафедры на заводе «Сибтяжмаш». В конструкторских бюро, лабораториях и цехах завода проводятся выездные занятия для студентов 1-5 курсов. Филиал является базовым предприятием для прохождения всех видов практик, лучшие конструкторы завода являются руководителями дипломных проектов. В отделе технического обучения имеется специально оборудованная аудитория «Грузоподъемные машины». В 1980 году кафедра провела всесоюзную конференцию по перспективам развития подъемно-транспортной техники.

Запомнились постоянные усилия главы кафедры по внедрению в сознание студентов и сотрудников привычки самоконтроля качества выполненной ими работы (критерий качества – «Я считаю работу законченной, если она мне самому нравится»).

В этот период под руководством профессора Родина И.И. успешно выполнялась крупная НИР по надежности карьерных экскаваторов, которая творчески объединила большой круг сотрудников кафедры и открыла путь для многочисленных публикаций.

Важное событие того времени – открытие специализации «Механика роботов», после чего кафедра стала называться не ПТМиМ, а ПТМиР. Эта специализация вызвала большой интерес к ней студентов и преподавателей и сильно оживила кафедральную деятельность.

В 1985 г. на кафедру приходят Минин В.В. (проработавший на кафедре 14 лет и впоследствии возглавивший каф. СДМ КГТУ) и Васильев С.И.

С 1998 года кафедрой руководил Васильев Сергей Иванович, доцент, канд. техн. наук, одновременно он был деканом факультета Нефти, газа и технологических машин в состав которого входила кафедра ПТМиР.

  • Васильев Сергей Иванович

За эти годы кафедра резко изменилась, как говорят, по форме и содержанию – современное учебное оборудование, специальные лаборатории, компьютерный класс, методический кабинет. Особо следует обратить внимание на сложившийся квалифицированный коллектив кафедры. В ее составе опытные преподаватели: Пономарев В,П., Вайник В.А., Абазин Д.Д, Ярлыков В.М., Савчук А.И. В 1999 г. на кафедру пришли Мусияченко Е.В. и Гришко Г.С. – выпускники кафедры, Москвичева Л.Ф.

Несомненная заслуга кафедры – создание учебно-научно-методического Центра «Красинжсервис» осуществляющего экспертизу подъемно–транспортного оборудования, подготовку, переподготовку и аттестацию руководителей и специалистов в области промышленной безопасности, что приблизило сотрудников кафедры к производству. Руководит центром доцент А. Ю. Смолин, его заместитель – инженер кафедры Персиянова Е.М.

В 2002 г. открыта базовая кафедра «Техническая диагностика опасных производственных объектов» при ООО НИЦТДЭиС «Регионтехсервис», заведующим которой назначен канд. техн. наук, проф. Н.И. Кашубский.

Создан филиал кафедры на базе ООО «Красноярский речной порт». Филиал проводит полигонные лабораторные работы со студентами 3-4 курсов спец. 190602.65 (150900) «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов», производственные и преддипломные практики на восьми причалах порта. Для руководства и проведения всех видов занятий назначаются квалифицированные специалисты отделов и лабораторий грузовых районов порта.

Для реализации учебного процесса широко привлекаются высокопрофессиональные специалисты отрасли: Буров А.Е. – к.т.н., научный сотрудник отдела Машиноведения ИВМ СО РАН – выпускник кафедры ПТМ; Кашубский Н.И. – к.т.н., председатель совета директоров независимой инженерной фирмы Регионтехсервис; Черняев А.П. – к.т.н., директор ОАО СибЭРА; Гостяев В.И. – главный конструктор ЗАО «Сибтяжмаш»; Телелинский Е.К. – заместитель главного конструктора ЗАО «Сибтяжмаш»; Закревский М.П. – к.т.н., руководитель Енисейского отделения Ростехнадзора; Алешин В.В. – главный инженер ОАО «Красноярский речной порт».

  • Коллектив кафедры ПТМиР в 2005 году.

Кафедра заметно молодеет, в ее коллектив вливаются ее выпускники: ассистенты Кузнецов А.А., Ананьин Н.Н., Малышева Н.Н., Метелица А.А.

С 2008 года кафедра в составе института Нефти и газа СФУ.

На кафедре усилилась подготовка кандидатов наук, сформирована научная школа под руководством Болеслава Ивановича Ковальского, подготовившего и успешно защитившего диссертацию на соискание ученого звания доктора технических наук. Б.И. Ковальским и его аспирантами создана лаборатория «Качества нефти и нефтепродуктов», на базе которой выполнили и впоследствии защитили кандидатские диссертации сотрудники кафедры: доцент Безбородов Ю.Н., ассистенты Малышева Н.Н, Метелица А.А.. В дальнейшем коллектив лаборатории останется в институте Нефти и газа СФУ.

С 2009 года кафедрой руководит доцент, канд. техн. наук Гришко Григорий Сергеевич, в прошлом выпускник кафедры СДМ КГТУ.

  • Гришко Григорий Сергеевич

В 2010 г. кафедра вошла в состав факультета транспорта Политехнического института СФУ.

С приходом нового заведующего на кафедре активно развивается студенческая изобретательская, научная и инновационная деятельность. Студенты кафедры являются лауреатами конкурсов «БИТ-Сибирь», «Инновационный прорыв», У.М.Н.И.К. В учебный план вводятся дисциплины, отвечающие современным тенденциям модернизации экономики РФ, например «Основы коммерциализации технологий».

Лабораторная база в своем составе имеет аудиторию для проведения лекционных занятий, оснащенную мультимедийными техническими средствами, лабораторию промышленных роботов и металлоконструкций, лабораторию грузоподъемных машин, лабораторию автоматики и автоматизации ПТМ, лабораторию неразрушающего контроля. Заведующая лабораториями – инженер В.Н. Золотухина. К современному специалисту в области проектирования машин предъявляются высокие требования, в числе которых обязательное владение компьютерными технологиями. Компьютерный класс кафедры оснащен лицензионным программным обеспечением, здесь студенты получают опыт компьютерного проектирования под руководством к.т.н., доцента Л.Ф. Москвичевой и к.т.н., доцента А.Е. Бурова. За техническим состоянием компьютерного и мультимедийного оборудования следит инженер кафедры В.В. Гаврилов. На кафедре создан прекрасный методический кабинет, укомплектованный необходимой учебной литературой, помогает студентам подобрать необходимые материалы секретарь-методист Л.В. Крюкова.

На протяжении 38-летней истории кафедра обеспечила выпуск более 4300 квалифицированных специалистов для различных отраслей промышленности и согласно статистике о трудоустройстве выпускники кафедры являются специалистами конъюнктурными на рынке труда и востребованными на предприятиях, производящих и эксплуатирующих подъемно-транспортное оборудование.

С 2018 года кафедра «Подъёмно-транспортные машины и роботы» вошла в состав кафедры «Транспортные и технологические машины».

В настоящее время на кафедре «Транспортные и технологические машины» работает 2 доктора технических наук, 4 профессора, 10 кандидатов технических наук, доцентов, а также молодые преподаватели (соискатели). Исполняет обязанности заведующего кафедрой к.т.н., доцент Авдеев Роман Михайлович

  • Авдеев Роман Михайлович

Кафедра является выпускающей кафедрой. У нас обучаются более 400 студентов и аспирантов по следующим направлениям подготовки: бакалавриат 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» профиль: «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»; специалитет 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» специализация: «Автомобили и тракторы» (программа реализовывается совместно с Военно-инженерным институтом); магистратура программы: «Машины, комплексы и оборудование для строительства и восстановления дорог и аэродромов» и «Сервис строительных, дорожных и коммунальных машин».

На базе кафедры создан Центр автомотоспорта СФУ, где наши студенты свои конструкторские разработки внедряют в серийно выпускаемые автомобили, участвуют в кольцевых и внедорожных автогонках, занимают призовые места.

Автомобили ЦАМС и призеры соревнований

Во время обучения на кафедре наши студенты продолжают заниматься проектированием, изготовлением и испытанием транспортных средств, стендов, машин и оборудования, научно-исследовательской работой.

На базе кафедры организована команда Сибирского федерального университета SibFU Engineering, где наиболее активные и подготовленные студенты участвуют в международных инженерных соревнованиях Smartmoto Challenge, Formula Student, Baja проводимых в разных странах Европы, Азии, Америки. На российских этапах, в Москве, наша команда неоднократно становилась призером.

Команда СФУ на российских этапах (г. Москва) SMC-2015, FS-2015, Baja Russia-2019

Сегодня кафедра транспортных и технологических машин продолжает поддерживать заложенные ранее традиции, развиваться. Коллектив кафедры совместно со студентами, аспирантами продолжает генерировать новые идеи, воплощать их в жизнь.

В 2021 году к кафедре ТиТМ присоединилась кафедра "Технологических машин и оборудования".

История кафедры ТМиО

В 1962 году в Красноярском политехническом институте была открыта кафед-ра гидравлики.

Основателем кафедры был кандидат технических наук Караваев Аркадий Ми-хайлович. В 1964 году коллектив кафедры насчитывал 5 преподавателей.

В составе кафедры работали два кандидата технических наук – А.М. Караваев и В.А. Сергутин, остальные – молодые специалисты: А.Ф. Заборцев, Ю.А. Каскевич, М.И. Вихорева.

Двенадцать лет возглавлял кафедру А.М. Караваев. Под его руководством со-здавалась лабораторная база, формировался научно-методический коллектив, из-давалась учебная литература.

С 1968 года по 1973 год на кафедре работал в то время молодой специалист, а позднее доктор технических наук Тетельмин Владимир Владимирович, дважды избиравшийся в состав Государственной думы.

В 1974 году кафедру гидравлики КПИ возглавил доктор технических наук, профессор Ивченко Владимир Моисеевич, ранее работавший в системе Академии наук. Несколько позднее кафедра была переименована. Она стала называться кафедрой механики жидкости и газа. В лекциях и научных исследованиях получили отражение современные разделы гидродинамики.

На кафедре работает дружный сплоченный коллектив: А.М. Караваев, В.Г. Иванов, В.А. Кулагин, М.И. Вихорева, А.Н. Решетков, Ю.А Каскевич, С.В. Сидоров, А.Н. Вотинцев. Учебно-воспитательная работа кафедры направлена на совершенствование учебного процесса с повышением фундаментальности знаний будущих инженеров в области механики – как основы инженерного образования специальностей конструкторско-технологического профиля. С этой целью на кафедре образованы лаборатории гидравлики, гидромашин и гидродинамики больших скоростей с циклом новых лабораторных работ и практических занятий в уникальной гидрав-лической лаборатории Сибирского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники (ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева) при Красноярской ГЭС.

Студенты активно работают на кафедре в СКБ «Кавитатор», возглавляемом старшим преподавателем кафедры Решетниковым Александром Николаевичем, углубляя знания и получая трудовые навыки в новых областях техники: энергетики, освоении Мирового океана, защите окружающей среды: пишут рефераты, выступают с докладами, ведут госбюджетные и хоздоговорные научно-исследовательские работы, готовят реальные курсовые и дипломные проекты.

Научные исследования кафедры связаны с изучением физических основ кави-тации. Эти исследования кафедры связаны главным образом с тремя ветвями приложений.

Во-первых, при освоении Мирового океана необходимо иметь различные ап-параты, могущие уходить в море на дальние расстояния и с большими скоростями и на любые (до 10 км) глубины. Результаты работы кафедры в этом направлении подытожены в монографии. – «Оптимальные реактивные системы».

Другое ответвление приложений кавитации в технике связано с созданием ма-логабаритных, но высокооборотных (повышенной быстроходности) гидромашин, например, суперкавитирующих гидротурбин. Исследования кафедры в этом направлении изложены в монографии – «Гидродинамика суперкавитирующих ме-ханизмов».

В последние годы открылись возможности эффективного использования пу-зырьковой кавитации для различных технологий (производство бумаги, бетона, в нефтехимии, поливе сельскохозяйственных культур с целью повышения урожайно-сти).

Подобные эффекты кавитации освещены в монографии «Кавитационные технологии».

В своей работе кафедра сотрудничает со многими академическими и отраслевыми институтами и высшими учебными заведениями страны.

Так в Красноярске кафедра МЖиГ ведет совместные работы и поддерживает контакты с Сибирским филиалом ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева, Красмашем, Институтом биофизики СО АН СССР, Красноярским госуниверситетом и инженерно-строительным институтом, НИИ прикладной механики и др.

Под руководством доктора технических наук В.М. Ивченко. В Красноярском политехническом институте проводятся научные конференции, в которых принимают участие крупнейшие специалисты страны в области гидродинамики, функци-онирует научный семинар.

Ученый с мировым именем В.М. Ивченко создал научную школу и подготовил 7 кандидатов технических наук в области гидродинамики больших скоростей и ка-витации.

Деятельность кафедры получила достойную оценку на I Всесоюзной школе-семинаре (Чебоксарский госуниверситет, июнь 1984 года) и на II Всесоюзной школе-семинаре (Красноярский политехнический институт, июнь 1987 г.) по гидроди-намике больших скоростей, проходивший под научным руководством академика Л.И. Седова – председателя проблемного совета по механике жидкости и газа АН СССР.

С 1988 года кафедрой механики жидкости и газа заведовал кандидат техниче-ских наук Иванов Виктор Георгиевич.

Под его руководством существенно укрепилась лабораторная база кафедры, изданы учебно-методические пособия к лабораторным работам, которые широко используются во многих высших учебных заведениях страны.

С февраля 1991 года кафедру возглавил доктор технических наук Каверзин Сергей Викторович – известный в России и за рубежом специалист в области гидравлического привода самоходных машин.

В этом же году на кафедре открыта специальность «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика»

Открытие специальности было вызвано широким распространением гидропривода на самоходных машинах, металлорежущих станках, кузнечно-прессовом оборудовании и другом оборудовании различного технологического назначения. Кафедра получила название Гидропривода и гидропневмоавтоматики, которое в полной мере соответствует ее учебно-методическому и научному направлению.

В составе кафедры в 90-х годах работали: проф. С.В. Каверзин, проф. В.Г. Ива-нов, доценты С.А. Есиков, П.М. Кондрашов, Е.А Сорокин, М.И. Вихорева, А.А. Никитин, ст. преподаватель Л.А. Завадская, инженеры В.М. Матвеев, Н.И. Щелок, И.Л. Фоминых. Кафедра широко привлекает ведущих специалистов города к учебной работе. Много лет сотрудничают с кафедрой доктор физико-математических наук, зав отделом нелинейных задач механики Института Вычислительного моделирова-ния Сибирского отделения Российской академии наук, известный во всем мире специалист в области механики жидкости и газа Виктор Константинович Андреев, главный конструктор завода «Краслесмаш» Вениамин Георгиевич Мельников и ди-ректор СибНИИстройдормаш Домба Очирович Макушкин. Профессиональная подготовка преподавателей кафедры и привлекаемых со стороны специалистов позво-ляют готовить инженеров-механиков высокой квалификации. Преподаватели участвуют в работе отраслевых академий. За свои научные и методические работы доцент Е.А. Сорокин избран членом корреспондентом Академии проблем качества, а зав. кафедрой С.В. Каверзин избран академиком АН высшей школы и академиком Академии проблем качества.

Большим достижением кафедры следует считать издательскую деятельность. Издается кафедральный сборник научных трудов, большое количество статей пре-подаватели и аспиранты печатают в других сборниках научных трудов. Опублико-вано учебное пособие С.В. Каверзина «Курсовое и дипломное проектирование по гидроприводу самоходных машин», которое используется во многих вузах России. Опубликована монография С.В. Каверзина, В.П. Лебедева и Е.А. Сорокина «Обеспечение работоспособности гидравлического привода при низких температурах», яв-ляющаяся единственной в мире в этой области.

Достижением коллектива кафедры является внедрение его научных идей в производство. С участием преподавателей кафедры модернизирован гидропривод термопластавтомата серийно выпускаемого ГП «Красмашзавод». Вновь спроектирована и изготавливается серийно насосная станция на гидроманипуляторах специ-ального назначения, существенно перепроектирован гидропривод самого мощного в Сибири и на Дальнем Востоке пресса на заводе «Сибтяжмаш», проходческий комплекс ЭТ-1А для добычи рассыпного золота и алмазов. Кроме того, инженерно-технические работники заводов обращаются к преподавателям кафедры по решению разовых проблем производства. Кафедра ГПиГПА пользуется заслуженным уважением у специалистов промышленных предприятий.

В 2011 году в связи с введением ФГОС ВПО кафедра получила новое название – технологических машин и оборудования.

С января 2012 года по 2021 год заведующим кафедрой был Сорокин Евгений Александрович.