Студенческое конструкторское бюро ЦАМС
Центр автомобильного и мотоциклетного спорта создан в 2010 году Приказом Ректора от 30.12.2010 №1592 на базе Кафедры транспортных и технологических машин ПИ СФУ. Сейчас коллектив Центра насчитывает 6 студентов и 4 сотрудника из числа профессорско-преподавательского состава. Деятельность Центра направлена на популяризацию как отдельных специальностей, так и Университета в целом, посредством участия в различных российских и международных соревнованиях, их организации и проведения с освещением данных мероприятий в СМИ, сети Интернет и материалах Университета. Не менее важной является задача повышения заинтересованности студентов в научной и образовательной деятельности, повышение квалификации выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда, реализуемая путем вовлечения их в проектно-конструкторскую работу Центра, постановки актуальных (живых) задач для предусмотренных учебными планами курсовых и дипломных проектов.
Сегодня команда ЦАМС ПИ СФУ работает по следующим основным направлениям:
- Беспилотный транспорт;
- Специальный транспорт и транспортно-технологические машины
- Электротранспорт
- Транспортные средства для применения в рамках СВО
- Улучшение топливно-экономических и экологических показателей ДВС
Важно отметить, что прототипы ТС, технические новинки, идеи реализующиеся в проектах ЦАМС ПИ СФУ являются результатами курсовых, либо дипломных работ студентов, выполняемых не только на «бумаге», но и в «железе». К тому же результаты проектов участниками команды докладываются на различного уровня научно-практических конференциях, публикуются в рецензируемых журналах. Студенты участвуют в конкурсах, грантах, где становятся победителями, наиболее активные получают повышенные стипендии.
Мы ждем инициативных, неравнодушных к технике ребят, проявляющих особый интерес к техническим наукам и профессиональным знаниям!
По организационным вопросам вы можете обратиться к руководителю СКБ: Гражданцев Евгений Викторович, т. 8-950-4000-452 (egrazhdantsev@sfu-kras.ru) По вопросам координации проведения обучающимися самостоятельных исследований и разработок обращайтесь к куратору СКБ: Окладников Дмитрий Леонидович, т. 8-923-339-26-27 (dokladnikov@sfu-kras.ru)
Гражданцев Евгений Викторович
E-mail: egrazhdantsev@sfu-kras.ru
Деятельность центра началась с взаимодействия со СпортТехноКлубом «Экстремал» в 2009 г. в виде участия в фестивале «Зимний Вираж» в качестве команды организационно-технической поддержки, заключающейся в проектировании и изготовлении трюковой площадки для безопасного прохождения техники по заданной траектории и обеспечении безопасности проведения самого мероприятия.
По инициативе зам. директора ПИ Д. С. Перикова, доцента транспортных и технологических машин В. А. Зеера и руководителя СТК «Экстремал» А. С. Китаева в 2010 г. был создан Центр автомотоспорта СФУ (ЦАМС) на базе кафедры ТиТМ. В этом же году для участия в шоссейно-кольцевых гонках СФУ предоставил ЦАМС автомобиль LADA Granta.
Особым этапом развития ЦАМС стал 2014 год, так как былопринято решение об участии студенческой команды СФУ в Российских этапах международных инженерно-технических соревнованиях «FormulaStudent» и «SmartMotoChallenge». Руководство СФУ выделило значительные денежные средства на приобретение оборудования (сварочный стол – стапель с комплектом крепежных приспособлений и др.) и комплектующие техники. Были сформированы две студенческих команды, работающие по двух направлениям: «FormulaStudent» - создание болида; «SmartMotoChallenge»- создание электромотоцикла, в связи с этим появилось нынешнее название студенческого конструкторского объединения, работающего на базе ЦАМС, – «SibFU Engineering».
Капитаном команды «SibFU Engineering «FormulaStudent» был назначен магистрант кафедры ТиТМ(бывший выпускник этой же кафедры) Шеенок П.К. Задачами коллектива былопроектирование, конструирование и изготовление гоночного болида класса SAEFormulaStudent в течение одного учебного года. Несмотря на возникновение различных трудностей в работе над проектом и отсутствие опыта участия в мероприятиях такого рода, при поддержке руководства, кураторов, научных консультантов ЦАМС команда с достоинством справилась с поставленными задачами и заняла 1-е место в своем классе.
С увеличением количества членов команды и осваиваемых автоспортивных дисциплин возникла необходимость расширения парка автомобилей, участвующих в соревнованиях. В 2015 г.зав. кафедрой ТиТМ Зеером В.А. был передан в безвозмездное пользование автомобиль ВАЗ-2108, который в этом же году после внедрения значительных по объему конструкторских разработок в части подвески колес, ДВС, КПП, тормозного управления, пассивной безопасности и др.под руководством ст. преподавателя каф. ТиТМ Сорокина А. А. принял участие в любительской гоночной серии «TimeAttack» и «WinterTimeAttack».
Спустя годэтот автомобиль пилотируемый студентом кафедры ТиТМ Симоновым П.А. был признан самым быстрым в своем классе одной из гоночных серий «WinterTimeAttack», заняв 1-е место.
Коллектив ЦАМС помимо участия в различных спортивных и международных инженерно-технических соревнованиях, понимаетважность проведения профориентационных мероприятий, а также развития детского автоспорта. В 2016 году был создан автомобиль Багги класса Д – 3 мини,сконструированный в ходе дипломного проектирования. Изготовление этого автомобиля былосовмещено с производственной практикой студентов занимающихся в ЦАМС, тем самым позволив им закрепить на практике полученные ранее теоретические знания.
С учетом опыта 2016 года в сфере развития детского автоспорта и профориентационных мероприятий по инициативе зав. кафедрой ТиТМ Зеера В.А. и грантовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности, совместно с учащимися Межшкольного учебного комбината №4 (ныне ЦПС) в 2017 г. был спроектирован и изготовлен учебный электромобиль. Отличительными особенностями данного проекта являлись: возможность применения его закрытых помещениях, ввиду его экологичности и малого уровня шума;простота конструкции; дублирующие органы управления для инструктора; массогабаритные размеры, позволяющие осуществлять его перевозку в стандартных прицепах; и др.
Получив неоценимый опыт от участия в международных инженерно-технических соревнованиях «FormulaStudentRussia 2015» и «SmartMotoChallengeRussia 2015» и имея желание продолжать работу в подобных проектах в последующем,было принято решение об участии в «SmartMotoChallengeRussia 2016». На этот раз команду «SibFUEngineering «SmartMoto» возглавил опытный мотоциклист, магистрант кафедры ТиТМ Купреев С.А., сплотив вокруг себя единомышленников. Командой был разработан проект нового электромотоцикла, включающий в себя: пространственную раму по типу «птичья клетка», обладающей при меньшей массе достаточной прочностью; рычажную подвеску переднего колеса, повышающую управляемость мотоцикла на высоких скоростях;4-х ступенчатую трансмиссию,позволяющую улучшить динамические свойства электромотоцикла; параллельное подключение модулей питания, позволяющее оперативно производить их замену; возможность передачи данных о параметрах движения и состоянии энергетической установки через Wi-Fi на смартфон пользователя; облегченный аэродинамический стеклопластиковый обвес и др. Проект нового электромотоциклаполучил имяA.G.M.A.S. (ArduinoGoldenMotorAndroidStels – компоненты, примененные в конструкции мотоцикла).
По итогу соревнований «SmartMotoChallengeRussia 2016» в г. Москва команда «SibFUEngineering «SmartMoto» заняла 3-е место в общем зачете.
Освоив технологию изготовления изделий из композиционных материалов в ходе работы над проектом A.G.M.A.S. участники команды: Асатрян Ц.М. (магистрант кафедры МиТОМ), ВетровС. Н. (студент кафедры ИЭиБЖ), Савельев И. О. (магистрант кафедры ТиТМ) и др. под руководством ст. преподавателя каф. ТиТМ Окладникова Д. Л. приступили к изготовлению изделий в зависимости от нужд, реализуемых на базе ЦАМС, проектов.
В 2017 году член команды ЦАМС Ковалев А.В. (после окончания обучения по специальности «Автомобили и тракторы»)передал личный автомобиль ВАЗ-2106, который пополнил спортивный автопарк для участия в соревнованиях «Winter Drift Battle», а позднее «RussianClassicCup» и «RussianClassicCupWinter».Этот, изначально серийный, автомобиль был подвергнут значительным доработкам в рамках регламента соревнований «Winter Drift Battle». Изменения коснулись практически всех основных узлов автомобиля: широкофазный распределительный вал (ГРМ) «Эстонец +»; более производительный карбюратор; облегченные шестерни КПП собственного исполнения;самоблокирующийся дифференциал; отдельный гидравлический привод тормозных механизмов задней оси; настроенная по жесткости и клиренсу подвеска; рулевая трапеция оригинальной конструкции; измененная колея обоих осей; прямоточная выхлопная система собственного производства и др.
Не остаётся в стороне и общественная деятельность, так например, коллектив ЦАМС ежегодно принимает активное участие в организации мероприятий посвященных празднованию Дня работника автомобильного транспорта. Нередко представителей ЦАМС приглашают на различные выставки и профориентационные мероприятия.
Возвращением команды «SibFU Engineering» ЦАМС к участию в международных инженерно-технических соревнованиях произошло в 2018 году. На этот раз целью коллектива стало участие в российском этапе международной серии студенческих соревнований «BajaRussia 2018». Международный проект «BajaSAE» — это соревнование состоит из тех же статических дисциплин,что «FormulaStudent» и «SmartMotoChallenge». Динамический этап соревнований включает в себя такие дисциплины как: ускорение (50м); подъем в гору (85м); маневренность; гонка на выносливость (2 ч).
По завершению этапа изготовления основных узлов и элементов автомобиля, команда приступила к ходовым испытаниям.
В сентябре 2018 года команда «SibFUEngineering. Baja» представила свой автомобиль «Belka» на фестивале«Формула студент 2018» в г. Москваи заняла 1-е места в номинациях автокросс, ускорение, техническая презентация, но к сожалению из-за отказа трансмиссии в гонке на выносливость,получилось 2-е место в общем зачете.
Спустя месяц на международных соревнованиях «BajaRussia 2018» в г. Москва команда «SibFUEngineering «Baja» с достоинством заняла 1-е место в общем зачете, опередив при этом 4-е команды соперников,при этом установив рекорд времени прохождения одного круга в гонке на выносливость.
Продолжив работу команда «SibFUEngineering «Baja» пополнила свой состав и создала автомобиль «Falkon» для участия в международных соревнованиях «BajaRussia 2019». Отличительной особенность данного автомобиля, от автомобилей команд соперников, стало как и ранее множество деталей собственного производства, а также вариаторный привод коробки переключения передач. Данное решение позволило расширить тягово-скоростной диапазон ТС, что положительно сказалось как на его динамике, так и на максимальной скорости.