Приоритет 2030

История СКБ «ЦАМС» ПИ СФУ

Внеучебная спортивно-техническая деятельность студентов и преподавателей Политехнического Института Сибирского Федерального Университета началась с взаимодействия со СпортТехноКлубом «Экстремал» в 2009г., в сотрудничестве с которым было принято решение принять участие в фестивале «Зимний Вираж» в качестве команды организационно-технической поддержки, а также силами студентов ПИ СФУ был подготовлен расчет трюковой площадки для обеспечения безопасного прохождения техники по заданной траектории.

Изображение без описания

Летом этого же года группа студентов кафедры транспортных и технологических машин (ТиТМ) приняла участие в чемпионате Сибири по трофи-рейдам в составе команды СТК «Экстремал» на автомобиле УАЗ- 31512.

Изображение без описания

Следующим этапом сотрудничества с СТК «Экстремал» было участие студенческого коллектива в Джип-Триале «Русские горки 2009», на этот раз помимо команды технической поддержки приняло участие три студенческих экипажа. При этом два экипажа выступали на автомобиле СТК «Экстремал» УАЗ-469, а третий на автомобиле ЛУАЗ-969 конструктивно доработанном согласно регламенту соревнований силами студентов и преподавателей.

Изображение без описания

По инициативе зам. директора ПИ Д. С. Перикова, заведующего кафедрой транспортных и технологических машин В. А. Зеера и руководителя СТК «Экстремал» А. С. Китаева в 2010 был создан центр автомотоспорта (ЦАМС) СФУ на базе кафедры транспортных и технологических машин. В этом же году для участия в шоссейно-кольцевых гонках СФУ предоставил ЦАМС автомобиль LADA Granta.

Изображение без описания

С этого момента под руководством Перикова Д. С. и Зеера В. А команда студентов начинает регулярно выступать на гоночной трассе «Красное кольцо» в любительской гоночной серии «Time Attack» «Winter Time Attack», а также в чемпионате г. Красноярска по автомобильным ледовым гонкам среди любителей «Rally-Sprint Peschanka», где командная «Гранта» в рамках регламента соревнований подвергалась доработкам и модернизации.

Изображение без описания

Не были оставлены без внимания командой ЦАМС СФУ и внедорожные спортивно-технические мероприятия. Продолжая сотрудничество с СТК «Экстремал» коллектив центра принимает участие в ралли-рейде «Pit Stop Rally» в 2012 году.

Изображение без описания

В качестве тренировочных выездов как на командных (ЛуАЗ-969М и УАЗ-452), так и на личных автомобилях сотрудников университета, был освоен маршрут «Удачный – Овинный» протяженностью 6,5 км.

Изображение без описания

Ценность данных мероприятий была высоко оценена коллективом, так как подобные совместные выезды являлись объединяющими для всех участников команды, взаимовыручка и поддержка в которых сыграли большую роль в сплочении коллектива. В ходе подобных выездов, несомненно, была отмечена важность сплочённой работы всех участников команды.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Получив необходимый опыт и подготовив автомобиль ЛуАЗ-969М к участию во внедорожных соревнованиях команда ЦАМС приняла участие в следующих спортивно – технических мероприятиях: «Дорожка фронтовая 2013 (весна)» (6 место в классе ТР-1), «Грязные игры 2013-Береть» (8 место в классе ТР-1) и «Дорожка фронтовая 2013 (осень)» (2 место в классе ТР-1).

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Летом 2013 года командный автомобиль ЛуАЗ-969М был оснащен более мощным и надежным двигателем ВАЗ-2103, основные компоненты которого предоставил давний партнер СТК «Экстремал».

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Особенным для ЦАМС СФУ стал 2014 год, так как в лице Перикова Д.С. и Зеера В.А. было принято решение об участии в Российских этапах международных инженерно-технических соревнованиях «Formula Student» и «Smart Moto Challenge» проводимых в 2015 году. На основании этого были сформированы две студенческих команды, работающие в двух направлениях «Formula Student» и «Smart Moto», в связи с этим появилось нынешнее имя студенческого коллектива, работающего на базе ЦАМС СФУ – «SibFU Engineering».

Соревнования «Formula Student» и «Smart Moto Challenge» состоят из двух этапов, статического и динамического. Обязательным допуском к динамическому этапу является положительное заключение технической инспекции. В ходе первого этапа оценивается экономическая и техническая презентация проекта. Для прохождения технической инспекции необходимо полное соответствие прототипа требованиям регламента соревнований. В заключительном и решающем этапе оцениваются технические характеристики представленного транспортного средства, такие как маневренность, динамичность и управляемость.

Капитаном команды «SibFU Engineering. Formula Student» был выбран аспирант первого курса, выпускник кафедры ТиТМ Шеенок П.К. Задачей коллектива была разработка, проектирование и создание гоночного болида класса SAE Formula Student в течении одного учебного года. Несмотря на возникновение различных трудностей в работе над проектом и отсутствие опыта в подобного рода мероприятиях, при поддержке руководства ЦАМС СФУ, команда с достоинством справилась с поставленной задачей и заняла первое место в своем классе.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Руководство командой «SibFU Engineering. Smart Moto» кураторы проектов доверили студенту завершающего года обучения на бакалавриате ПИ СФУ Дзюбе И.Н. Целью его команды была разработка, проектирование и изготовление электромотоцикла 1 класса согласно регламента соревнований в течении одного учебного года.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Команда «SibFU Engineering. Smart Moto» успешно выступила на международных инженерно-технических соревнованиях «Smart Moto Challenge Russia 2015» заняв пятое место в общем зачете, опередив при этом три команды соперников.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Важно отметить, что прототипы транспортных средств, созданные в результате работы над двумя этими проектами стали во многом реализацией курсовых, либо дипломных работ участников команды «SibFU Engineering».

С увеличением количества членов команды и осваиваемых автоспортивных дисциплин возникла необходимость расширения парка автомобилей, участвующих в соревнованиях. В 2015 заместителем директора ЦАМС СФУ Зеером В.А. был передан в безвозмездное пользование автомобиль ВАЗ-2108, который в этом же году принял участие в любительской гоночной серии «Time Attack» и «Winter Time Attack».

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Спустя год, после значительных доработок, этот автомобиль пилотируемый студентом кафедры ТиТМ Симоновым П.А. был признан самым быстрым в своем классе одной из гоночных серий «Winter Time Attack» заняв первое место.

Изображение без описания

Коллектив ЦАМС СФУ помимо участия в различных спортивных и международных инженерно-технических соревнованиях, понимает важность проведения профориентационных мероприятий, а также развития детского автоспорта. В 2016 году при грантовой поддержке Красноярского краевого фонда науки был создан, ранее разработанный в ходе дипломного проектирования, автомобиль Багги класса Д – 3 мини.

Изготовление этого автомобиля было совмещено с производственной практикой студентов, занимающихся в ЦАМС СФУ, тем самым позволив им закрепить на практике полученные ранее теоретические знания.

Изображение без описания

Получив неоценимый опыт от участия в международных инженерно-технических соревнованиях «Formula Student Russia 2015» и «Smart Moto Challenge Russia 2015» и имея желание продолжать работу в подобных проектах в последующем, было принято коллективное решение принять участие в «Smart Moto Challenge Russia 2016».

На этот раз команду «SibFU Engineering. Smart Moto» возглавил опытный мотоциклист, студент кафедры ТиТМ – Купреев С.А. сплотив вокруг себя единомышленников. Под его руководством был разработан проект нового электромотоцикла включающий в себя: •- Пространственную раму по типу «птичья клетка», обладающей при меньшей массе достаточной прочностью;

  • • Рычажную подвеску переднего колеса, повышающую управляемость ТС на высоких скоростях;
  • • 4-х ступенчатую трансмиссию, позволяющую повысить динамические характеристики электромотоцикла;
  • • Параллельное подключение модулей питания, позволяющее оперативно производить их замену;
  • • Возможность передачи данных о параметрах движения и состоянии энергетической установки через Wi-Fi на смартфон пользователя;
  • • Облегченный аэродинамический стеклопластиковый обвес.

Проект нового электромотоцикла получил имя A.G.M.A.S. (Arduino Golden Motor Android Stels).

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания

По итогу соревнований команда «SibFU Engineering. Smart Moto» заняла 3-е место в общем зачете.

Изображение без описания

Освоив технологию изготовления изделий из композиционных материалов в ходе работы над проектом A.G.M.A.S. участники команды в лице Ц.М. Асатряна (магистранта кафедры материаловедения и технологий обработки материалов), С.Н. Ветрова (студента кафедры инженерной экологии и безопасности жизнедеятельности), И.О. Савельева и Д.Л. Окладникова (магистрантов кафедры ТиТМ) приступили к изготовлению различного рода изделий в зависимости от нужд, реализуемых на базе ЦАМС СФУ проектов.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

С учетом опыта 2016 года в сфере развития детского автоспорта и профориентационных мероприятий по инициативе заведующего кафедрой ТиТМ Зеера В.А. и грантовой поддержке Красноярского краевого фонда науки в 2017 г. был разработан и создан учебный электромобиль.

Отличительной особенностью данного проекта ЦАМС, является возможность применения его закрытых помещениях ввиду его экологичности и малого уровня шума.

Изображение без описания

Данный проект изначально был интегрирован в учебный процесс, путем расчета его узлов, агрегатов и электрических цепей в ходе дипломного проектирования студентов, завершающего года обучения, кафедры ТиТМ.

Изображение без описания

Уже на этапе ходовых испытаний ранее не названный проект получил имя «Белуга», за характерный звук работы электродвигателя при разгоне.

Большой вклад в создание электромобиля «Белуга» внес активный участник многих проектов ЦАМС СФУ Симонов П.А.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

К 2017 году автомобиль LADA Granta ЦАМС СФУ в процессе дальнейшей модернизации получил форсированную силовую установку, подготовка пилотов команды «SibFU Engineering» достиг необходимого уровня для участия в третьем и GT-классе любительской гоночной серии «Time Attack» в связи с чем возникла необходимость установки в автомобиль каркаса безопасности.

Участниками команды под руководством ассистента кафедры ТиТМ Сорокина А.А. был разработан и изготовлен каркас безопасности, согласно требованиям технического регламента соревнований, отличающийся от аналогов уменьшенной массой на 15% с сохранением его прочностных свойств.

Изображение без описания

В этом же году член команды ЦАМС СФУ Ковалев А.В. безвозмездно передал личный автомобиль ВАЗ-2106, который пополнил спортивный автопарк для участия в соревнованиях «Winter Drift Battle», а позднее «RussianClassicCup» и «RussianClassicCupWinter». Этот, изначально серийный, автомобиль был подвергнут значительным доработкам в рамках регламента соревнований «Winter Drift Battle». Изменения коснулись практически всех основных узлов автомобиля: •- Широкофазный распределительный вал ГРМ «Эстонец +»;

  • • Более производительный карбюратор;
  • • Облегченные шестерни КПП;
  • • Самоблокирующийся дифференциал;
  • • Отдельный гидравлический привод тормозных механизмов задней оси;
  • • Настроенная по жесткости и клиренсу подвеска;
  • • Рулевая трапеция оригинальной конструкции;
  • • Измененная колея осей;
  • • Прямоточная выхлопная система собственного производства.
Изображение без описания

Далее последовал новый этап в жизни отечественной «шестерки», которой предстояло выступать в «RussianClassicCup» и «RussianClassicCupWinter». Силами команды «SibFU Engineering» ЦАМС СФУ в лице Симонова П.А., Ахремова С.А. и Канзычакова И.В. были произведены настройки двигателя, тормозов и подвески, были установлены новые элементы кузова, каркас безопасности, произведена полная окраска кузова.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания

Несмотря на действительно большой объём работ участники команды всегда находили время для технического творчества. В 2017 году за одну неделю был создан дрифт-трайк. На первый взгляд игрушечное, созданное для развлечения ТС, позволяет оттачивать навыки вождения в экстремальных ситуациях, при этом не подвергая большому риску пилота.

Изображение без описания

Не остаётся в стороне и общественная деятельность, так, например, сотрудники ЦАМС СФУ ежегодно принимают активное участие в организации мероприятий, посвященных празднованию дня работника автомобильного транспорта.

Изображение без описания

Нередко представителей ЦАМС СФУ приглашают на различные выставки и профориентационные мероприятия.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Под руководством ассистента кафедры ТиТМ Д.Л. Окладникова в 2018 году были произведены очередные масштабные изменения в конструкции внедорожного автомобиля ЦАМС СФУ ЛуАЗ-969М.

Полностью изменена конструкция рулевого управления:

  • • Установлен реечный рулевой механизм;
  • • Разработан и создан рулевой привод с угловым редуктором;
  • • Применена регулируемая по вылету и наклону рулевая колонка;
  • • Восстановлены шкворневые узлы поворотных кулаков с применением игольчатых подшипников.
Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания

Модернизации также подверглись другие системы автомобиля:

  • • Изготовлен и установлен комплект для лифта кузова на 50мм и переноса передней оси на 100мм;
  • • Установлены дисковые тормозные механизмы всех 4-х колес ТС;
  • • Проведена полная ревизия трансмиссии с установкой механической блокировки дифференциала переднего моста.
Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Возвращением команды «SibFU Engineering» ЦАМС СФУ к участию в международных инженерно-технических соревнованиях произошло в 2018 году. На этот раз целью коллектива стало участие в российском этапе международной серии студенческих соревнований «Baja Russia 2018». Международный проект «Baja SAE» — это соревнование состоит из тех же статических дисциплин, что «Formula Student» и «Smart Moto Challenge». Динамический этап соревнований включает в себя такие дисциплины как:

- Ускорение (50м);
  • Подъем в гору (85м);
  • Маневренность;
  • Гонка на выносливость (2ч);

Отличительной особенностью этого проекта ЦАМС стал состав команды «SibFU Engineering.

Baja» в основном состоящий из студентов первого курса кафедры ТиТМ:

  • • Капитан команды – Д.И. Голубцов;
  • • Инженер-проектировщик, пилот – С.В. Жуков;
  • -• Инженер-механик, пилот – С.А. Ахремов;
  • • Техник – Н.С. Косых.

Исключением стал активный член команды ЦАМС СФУ «SibFU Engineering» имеющий опыт участия в таких мероприятиях как «Formula Student» и «Smart Moto Challenge» П.А. Симонов (студент 4-го курса кафедры ТиТМ).

Изучив регламент соревнований, команда приступила к проектированию автомобиля под руководством ассистента кафедры ТиТМ Д.Л. Окладникова.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

После выполнения неотъемлемых этапов проектирования автомобиля команда приступила к его изготовлению. Перед членами команды стояло множество задач, для выполнения которых, требовалось:

  • • Знание устройства и принципа работы различных узлов и агрегатов автомобиля;
  • • Высокий уровень навыков работы слесарным инструментом и сварочным оборудованием;
  • • Умение выполнять токарные и фрезерные операции.

Но самым важным, как и в любом деле было желание достойно выполнить поставленную задачу.

При реализации данного проекта было реализовано множество оригинальных технических решений, которые в последующем сыграли ключевую роль в его судьбе.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания

По завершению этапа изготовления основных узлов и элементов автомобиля, команда приступила к ходовым испытаниям.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания

Согласно регламенту соревнований «Baja Russia 2018», команда сама выбирает и изготавливает бортовой номер своего автомобиля, при этом во избежание дублей согласовав его с организаторами. В связи с этим директор ЦАМС СФУ Д.С. Периков предложил присвоить автомобилю бортовой номер 88 – две бесконечности как символ безграничной любви к собственному делу. В это же время появилось и имя проекта – «Belka», в честь символа СФУ.

В сентябре 2018 года команда «SibFU Engineering. Baja» впервые представила свой автомобиль «Belka» на фестивале «Формула студент 2018» в г. Москва, заняв первые места в номинациях автокросс, ускорение, техническая презентация, но к сожалению из-за поломки в гонке на выносливость только второе место в общем зачете.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания
Изображение без описания

По возвращению в г. Красноярск и проведению ревизии болида, команда в октябре 2018 «SibFU Engineering. Baja» осуществила восхождение на нем на вершину потухшего вулкана «Черная сопка», что как и раньше еще более сплотило коллектив, а также показало высокие внедорожные показатели автомобиля «Belka».

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Спустя месяц, на международных соревнованиях «Baja Russia 2018» в г. Москва, команда «SibFU Engineering. Baja» с достоинством заняла первое место в общем зачете, опередив при этом 4-е команды соперников установив при этом рекорд времени прохождения одного круга в гонке на выносливость.

Галерея
Изображение без описания
Изображение без описания

Продолжив работу, команда «SibFU Engineering. Baja» пополнила свой состав и создала автомобиль «Falkon» для участия в международных соревнованиях «Baja Russia 2019».

Отличительной особенность данного автомобиля, от автомобилей команд соперников, стало, как и ранее множество деталей собственного производства, а также техническое решение в многом решившее судьбу проекта – вариаторный привод МКПП. Данное решение позволило расширить тягово-скоростной диапазон ТС, что положительно сказалось как на его динамике, так и на максимальной скорости.

Изображение без описания

Автомобиль «Falkon» в ходе соревнований зарекомендовал себя как надежный внедорожник с высокими показателями проходимости.

Изображение без описания

По результатам соревнований автомобиль «Falkon» был признан лучшим, а команда «SibFU Engineering. Baja» заслуженно заняла первое место в общем зачете соревнований «Baja Russia 2019» и таких его дисциплинах как «Ускорение» и «Гонка на выносливость».

Изображение без описания

Тяжелым ударом и невосполнимой потерей для коллектива стал безвременный уход из жизни Данилы Сергеевича Перикова директора ЦАМС СФУ 24.12.2019.

Для каждого члена команды он был надежным товарищем, являлся идейным вдохновителем и активным участником большинства проектов, реализуемых ЦАМС СФУ. Именно благодаря его вере в команду и самоотверженной работе, было реализовано множество амбициозных проектов ЦАМС СФУ, за которыми всегда следовали новые этапы развития команды.

Изображение без описания

Сегодня на кафедре активно развивается студенческое конструкторское бюро, воплощающее в себе лучшие практики преподавателей кафедры и ставящее своей целью повышения эффективности и формирования профессиональных компетенций обучающихся университета, путём решения сложных инженерных задач.

Главная страница