Приоритет 2030
#Наука

Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения

Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения

Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения

Анатольевича для ООО «Сибирская генерирующая компания» от 21 октября 2022 года (полная версия)

Short-версия интервью на сайте СГК https://sibgenco.online/news/element/kak-stat-teploenergetikom/

Чем отличается теплоэнергетика от электроэнергетики? Ответ на сайте СГК https://sibgenco.online/news/element/chem-otlichaetsya-teploenergetika-ot-elektroenergetiki/

Порядка 30 лет. Из них правда несколько лет, имея ученую степень кандидата наук, я потратил на овладение педагогической профессией, затем несколько лет ушло на формирование авторской учебно-методической базы, профессионального опыта и педагогической самостоятельности. Далее почти десять лет пришлось затратить на формирование своей педагогической команды и написание докторской диссертации, получая параллельно опыт работы руководителя от образования на должности директора политехнического института. И только последние 5-6 лет удается глубоко погрузиться в вопросы системной модернизации образовательных программ и обеспечения высокого качества профессиональной подготовки студентов-теплоэнергетиков.

Не могу говорить за все кафедры всех вузов России, но, что касается нашей кафедры – «Тепловые электрические станции» политехнического института СФУ, то последние десять лет прошли под знаком системных изменений многоуровневой (бакалавриат, магистратура, аспирантура) проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков, которые отражаются в коренной модернизации образовательных программ, их содержании, учебных планов, принципов реализации учебных дисциплин, методики преподавания, условий лабораторной и материальной базы, механизмов взаимодействия с индустриальными партнерами. Отличительными признаками всех вышеперечисленных изменений является: повышение доли реальной междисциплинарной проектной деятельности студентов в курсовых и выпускных квалификационных работах; повышение степени цифровой компетентности выпускников; высокий уровень практического овладения универсальными компетенциями на основе решения прикладных задач социально-общественной направленности по заданию кафедры, института, университета и индустриального партнера; переход на использование активных методов обучения с увеличением доли проведения практических и лабораторных занятий непосредственно на тепловых электростанциях и многое другое. При этом одной из сложных методических задач, которые пришлось решать при такой организации учебного процесса – это сохранение и обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки, на основе накопленного фундаментального отраслевого опыта в сочетании с повышением уровня и содержания научно-исследовательской работы студентов. В качестве подтверждения могу с гордостью констатировать, что в наших учебных планах удалось сохранить трехсеместровое построение наиболее важных дисциплин в задаче подготовки современного бакалавра-теплоэнергетика таких как «Котельные установки», «Паровые и газовые турбины», а также «Тепловые электрические станции», что получилось сделать далеко не всем кафедрам России нашего направления подготовки. Другой пример – это почти 100% направленность тем магистерских диссертаций наших магистрантов на прикладные задачи реального энергетического производства, которые имеют высокий уровень инновационной привлекательности, научной новизны и практической значимости.

Не буду скрывать, но учиться у нас не просто. Но искренне надеюсь, что насколько сложно, настолько и интересно, а самое главное результативно. Конечно, уровень базовой подготовки имеет важное значение, но целеустремленность, дисциплинированность, старание и трудолюбие студента могу с лихвой компенсировать любые недостатки. Понимая все это, мы преподаватели, стараемся дифференцированно и индивидуально подходить к проблемам каждого студента, пытаемся договориться о результатах обучения и «донести» до каждого из них мысль, что в их будущей профессиональной деятельности нет «лишних» знаний и навыков. Как правило, понимание этого факта порой приходит к некоторым выпускникам только через несколько лет после окончания вуза.

Очень необычный для меня вопрос. Надо подумать… На ум приходит фильм «Революция Роберта Классона», фильм о незаурядной личности, о драме человека, обогнавшего свое время, талантливом инженере, изобретателе, ярком представителе технической элиты России начала 20-го века, сыгравшем значительную роль в становлении российской электроэнергетики или фильм ВВС «Шок и трепет. История электричества» – документальный фильм, рассказывающий об экспериментах гениальных ученых, благодаря которым развивалась электроэнергетика в мире. Также, на мой взгляд, очень удачно снят про современную энергетику фильм СГК – «Энергетика в доступе», позволяющий вполне точно и реалистично понять специфику профессии, оценить ее привлекательность и примерить свои личные перспективы в ней. Но сколько не смотри хороших фильмов и не читай интересных книг для получения ответов на большинство вопросов лучше при выборе профессии обращаться к специалистам, работающих в данной отрасли. Например, можно обратиться к нам, на кафедру, и я лично смогу ответить на многие вопросы будущих абитуриентов и не просто рассказать про энергетику, но и показать.

Вполне. Энергетики такие же люди и ничего им не чуждо. Среди них очень много разносторонних и талантливых людей, которые с успехом совмещают свою профессиональную деятельность с КВН, творчеством, спортом и многим другим. Наверное, не удивлю, если скажу, что среди выпускников нашей кафедры есть олимпийский чемпион – борец классического стиля Шумаков Алексей Васильевич или, например, заслуженный тренер России, старший тренер сборной команды России по лыжному ориентированию, доктор педагогических наук, профессор – Близневский Александр Юрьевич.

Вынужден повториться, но у выпускников нашей кафедры нет проблем с трудоустройством. Более того существенно в последнее время расширяется география их трудоустройства (в буквальном смысле от Калининграда до Владивостока) и направлений профессиональной деятельности – работа на электростанции, в ремонтной или монтажной организации, пуско-наладочная и проектная деятельность, диспетчеризация, энерготрейдинг, надзорные органы и многое другое.

Ребята, представители энергетических династий – это самая надежная группа студентов, у которых помимо хорошей успеваемости присутствует запредельная мотивация и ответственность. Они как никто другие понимают зачем им нужна эта специальность и как они ею распорядятся по окончанию вуза. Однако вынужден констатировать, что доля таких ребят в последние годы несколько уменьшилась.

В теплоэнергетике как многие ребята я оказался в каком-то смысле случайно – школьный друг предложил поступать за кампанию в техникум на специальность с «диковинным» названием – «парогенераторные и паротурбинные установки тепловых электростанций», который я в последствии окончил с отличием. А ключевой в принятии решения серьезно сосредоточиться на теплоэнергетике послужила производственная практика, которая в техникуме составляла пол года (6 месяцев) и в течение которой я смог успешно поработать обходчиком по эксплуатации системы золошлакоудаления на котлах ПК-10Ш Красноярской ТЭЦ-1, подняться до машиниста-обходчика на котлах БКЗ-320-140 и даже сдать экзамен на машиниста котла ПК-10Ш, и поработать на этой должности несколько смен ответственного дублирования. Не думаю, что это какие-то индивидуальные способности восемнадцатилетнего паренька сыграли главную роль в таком стремительном профессиональном продвижении, сколько, наверное, мудрость и дальновидность начальников смены и котельного цеха, машинистов котлов, помогавших мне. Честно признаюсь, что ощущения, полученный опыт и результаты практики «зажгли искру» и позволили мне серьезно задуматься и сформировать отношение к теплоэнергетике по-настоящему, как к сфере будущей профессиональной деятельности, которое затем уже подкрепилось и реализовалось дипломом с отличием в вузе, написанием и защитой кандидатской, а в последствии и докторской диссертации. Мой хоть и небольшой производственный опыт не раз в дальнейшем помогал мне в научно-исследовательской и педагогической практике, и видимо предопределил вектор моих научных работ, направленных на изучение теплофизических и реакционных характеристик канско-ачинских углей, а также процессов их подготовки и сжигания в условиях топочных камер мощных паровых котлов тепловых электростанций. Надеюсь, что обладаю объективной и независимой позицией, когда занимаюсь продвижением и разработкой экологически чистых и энергоэффективных угольных технологий для производства электрической и тепловой энергии. Искренне считаю, что потенциал угля как энергетического топлива и самой угольной генерации недооценен в России и многие в своей критике часто ориентируется на существующие, уже устаревшие технологии топливоиспользования без учета технико-эконом

Галерея
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Интервью зав. кафедрой «Тепловые электрические станции» СФУ Бойко Евгения
Главная страница